Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования

Статьи об образовании » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе » Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования

Страница 3

определение не должно содержать «порочного» круга, то есть нельзя определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через него;

определение должно быть ясным и четким, то есть смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть ясными и определенными;

определения понятий должны быть свободны от двусмысленности, недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.

Естественно, что младшим школьникам большинство из этих правил недоступны и не нужны, но это вовсе не означает, что пропедевтическая работа в данном направлении не должна вестись, как раз напротив - она необходима. Ребенок, у которого сформированы азы этих умений в раннем возрасте, легче и естественней будет выполнять эти сложные логические операции в дальнейшем, что обязательно скажется не только на его обучаемости, но и на культуре его мышления в целом. С помощью определения понятий учащийся может в явной форме указывать на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрывать содержание понятий и тем самым отличать круг определяемых предметов от других.

Умение классифицировать

Исследование и познание мира не сводится только к восприятию и познанию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Структурирование опыта – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации человек не только упорядочивает перцептивный опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывает конкретные наблюдения в абстрактные категории. Он стремится использовать добытые факты для объяснения и согласования мнений, кажущихся противоречивыми. Классификация придает мышлению строгость и точность.

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Но не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Одно из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Каждая классификация предполагает, что в нее входят: делимое понятие, основание деления, члены деления.

Классифицируя предметы и явления внешнего мира и обучая этому детей, следует помнить, что с точки зрения диалектики иногда нельзя установить резкие разграничительные линии. Каждая классификация относительна, приблизительна.

Всякая классификация имеет цель, поэтому выбор основания классификации обычно диктуется этой целью. Поскольку целец может быть много. То одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям.

Умение обобщать

Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.

Любое обобщение требует определенных оснований. Обычно выделяют три уровня признаков, свойств, которые могут служить основанием для обобщения.

Первый, начальный уровень - обобщение по внешним качествам: форме, величине, цвету, материалу, сопоставимости частей.

Второй уровень - обобщение, в основе которого лежит не свойство, а действие.

Третий, самый высокий уровень - обобщение по видовому признаку.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника
Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непрои ...

Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. На основании вышесказанного воспитат ...

Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь я ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru