Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи

Статьи об образовании » Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи » Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи

Страница 2

В) не ориентируется на листе бумаги, путается при смене темпа движений пальцев

Оценка результатов проводилась по 4-х балльной шкале:

4 баллов — задание выполняется правильно;

3 балла — правильное выполнение, но замедленное;

ребенок самостоятельно находит средства коррекции;

2 балла — ребенок сначала правильно выполняет задание, но при истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоционального подкрепления;

помощь экспериментатора приводит к нестойкой коррекции ошибок;

1 балл — задание недоступно, помощь не эффективна.

Балльные оценки соответствовали уровням выполнения заданий: высокий (4 б), средний (3 б), ниже среднего (2 б), низкий (1 б).

Описание и анализ результатов изучения особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников

В результате проведенного теоретического анализа было установлено, что речевые нарушения – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Анализируя специальную литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что для полноценного развития личности, необходимо, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью. А для этого необходима целенаправленная работа не только по развитию речи, но и развитие тонких движений пальцев рук.

В результате свободного общения с детьми младшего дошкольного возраста удалось выявить следующие особенности речи:

- особых трудностей в процессе общения со взрослыми не наблюдается;

- половина детей экспериментальной группы используют в своей речи слова, выражающие просьбу. Благодарность;

- для 6 детей из группы возникают трудности в употреблении слов (спасибо, пожалуйста);

- трудности речевого подражания свойственны четырем детям младшего дошкольного возраста;

- из числа испытуемых у пяти дошкольников значительно ограничен словарный запас, что прослеживается в отсутствии общеупотребительных слов.

В ходе исследования были получены следующие результаты: у пяти детей группы ведущей рукой оказалась левая (33%).

При выполнении 3 задания на определение динамической организации движений половина группы встретилась с трудностями при выполнении задания. С третьим заданием не справилось 7 человек (46%) – низкий уровень, в связи с тем, что у них не развита мелкая моторика, детям было трудно соединить первый и второй пальцы.

При этом повышенный тонус пальцев наблюдался у 8 человек из группы младших дошкольников.

Средний уровень по методике показали 5 человек (34%), они допускали незначительные отклонения от предлагаемого образца движений пальцев рук. Высокий уровень показали 3 человека из группы (20%), которые особенно точно смогли выполнить задание.

С четвертым заданием справились 11 детей (73%), из них высокий уровень выполнения показали 6 дошкольников (40%), эта группа детей смогли после показа нарисовать круг, крест и человечка, правда пока без туловища. Детей со средним уровнем выполнения задания оказалось 5 человек (34%), соответственно, с низким уровнем 4 ребенка (26%). Для этой группы детей выполнение рисуночного теста оказалось затруднено.

Большему количеству детей этой группы по сравнению с нормально говорящими детьми был характерен медленный темп выполнения заданий. Отмечалась недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживалась замедленность, застревание на одной позе.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Анализ временного государственного стандарта, школьных программ и учебныхпособий по теме: “Социально-экономическоеположение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв”
Анализ временного государственного стандарта выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии. В разделе “История нового времени. Россия и мир” отмечается лишь изучение темы: “Россия - многонациональная империя. Народы России в XVII - XVIII вв.” (условия жизни, обычаи ...

Характеристика гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это п ...

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru