Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи

Статьи об образовании » Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи » Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи

Страница 2

В) не ориентируется на листе бумаги, путается при смене темпа движений пальцев

Оценка результатов проводилась по 4-х балльной шкале:

4 баллов — задание выполняется правильно;

3 балла — правильное выполнение, но замедленное;

ребенок самостоятельно находит средства коррекции;

2 балла — ребенок сначала правильно выполняет задание, но при истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоционального подкрепления;

помощь экспериментатора приводит к нестойкой коррекции ошибок;

1 балл — задание недоступно, помощь не эффективна.

Балльные оценки соответствовали уровням выполнения заданий: высокий (4 б), средний (3 б), ниже среднего (2 б), низкий (1 б).

Описание и анализ результатов изучения особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников

В результате проведенного теоретического анализа было установлено, что речевые нарушения – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Анализируя специальную литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что для полноценного развития личности, необходимо, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью. А для этого необходима целенаправленная работа не только по развитию речи, но и развитие тонких движений пальцев рук.

В результате свободного общения с детьми младшего дошкольного возраста удалось выявить следующие особенности речи:

- особых трудностей в процессе общения со взрослыми не наблюдается;

- половина детей экспериментальной группы используют в своей речи слова, выражающие просьбу. Благодарность;

- для 6 детей из группы возникают трудности в употреблении слов (спасибо, пожалуйста);

- трудности речевого подражания свойственны четырем детям младшего дошкольного возраста;

- из числа испытуемых у пяти дошкольников значительно ограничен словарный запас, что прослеживается в отсутствии общеупотребительных слов.

В ходе исследования были получены следующие результаты: у пяти детей группы ведущей рукой оказалась левая (33%).

При выполнении 3 задания на определение динамической организации движений половина группы встретилась с трудностями при выполнении задания. С третьим заданием не справилось 7 человек (46%) – низкий уровень, в связи с тем, что у них не развита мелкая моторика, детям было трудно соединить первый и второй пальцы.

При этом повышенный тонус пальцев наблюдался у 8 человек из группы младших дошкольников.

Средний уровень по методике показали 5 человек (34%), они допускали незначительные отклонения от предлагаемого образца движений пальцев рук. Высокий уровень показали 3 человека из группы (20%), которые особенно точно смогли выполнить задание.

С четвертым заданием справились 11 детей (73%), из них высокий уровень выполнения показали 6 дошкольников (40%), эта группа детей смогли после показа нарисовать круг, крест и человечка, правда пока без туловища. Детей со средним уровнем выполнения задания оказалось 5 человек (34%), соответственно, с низким уровнем 4 ребенка (26%). Для этой группы детей выполнение рисуночного теста оказалось затруднено.

Большему количеству детей этой группы по сравнению с нормально говорящими детьми был характерен медленный темп выполнения заданий. Отмечалась недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживалась замедленность, застревание на одной позе.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...

Индивидуальный контроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя за переносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов, обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыхания и жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости от состояния учащегося. Внешние признаки Рабоч ...

Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. На основании вышесказанного воспитат ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru