Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 1

Проблема описания и классификации основных форм речевой агрессии в настоящее время является практически не разработанной. Немногочисленные попытки, предпринимавшиеся в данном направлении, ограничивались либо какой-то одной сферой речевого общения (А.П. Сковородников), либо затрагивали слишком узкий круг агрессивных высказываний (А. Басс, С. Фишбах, Л.М. Семенюк). В таких подходах не учитываются, во-первых, вся совокупность аспектов исследования речевой агрессии, во-вторых, многообразие форм и ситуаций ее проявления.

Так, например, А. Басс делит агрессивные высказывания на три типа:

Реакции отвержения (типа: "иди прочь", "убирайся" и т.п.);

Враждебные замечания (типа: "твое поведение меня раздражает", "не выношу тебя" и др.);

Критицизм, который:

а) может быть направлен против принадлежащих личности предметов, одежды, работы и т.д.;

б) может приобретать форму дискредитации чьей-либо деятельности;

в) может выражаться в виде оскорблений, проклятий, направленных непосредственно против данного человека.

Очевидно, что такое деление, во-первых, не отражает всего многообразия форм проявления речевой агрессии; во-вторых, в нем учитывается только психологический аспект исследования этого феномена - с точки зрения выражения определенного негативного чувства. В-третьих, такая классификация не дает представления о речевых средствах создания агрессивных высказываний.

Л.М. Семенюк выделяет и описывает агрессивные высказывания с точки зрения их содержания:

Многочисленные отпоры;

Отрицательные отзывы и критические замечания;

Выражение отрицательных эмоций в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти, когда эти реакции не служат для простого описания эмоциональных состояний;

Высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы его убить"; "Возможно, с ним когда-нибудь это и случится"; или в форме проклятия);

Оскорбления;

Угрозы, принуждения и вымогательства;

Упреки и обвинения.

Несмотря на ряд неточностей (например, угрозы и вымогательства, упреки и обвинения - разнородные высказывания; неопределенность понятий "отпор", "высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания") и очевидную неполноту, предложенная классификация обладает значительной информативностью и потому также используется в данной работе.

Итак, очень сложно создать единую универсальную классификацию форм речевой агрессии, поскольку их можно выделять и описывать на разных основаниях. Поэтому нашей задачей является выделение и описание основных, наиболее распространенных форм вербальной агрессии в школьной речевой среде.

В настоящей работе предпринимается попытка решения данной задачи в соответствии с теорией речевых жанров. Преимуществами данной теории, по нашему мнению, являются:

1. Возможность реализации системного подхода в изучении речевой агрессии;

2. Возможность включения в анализ тех или иных форм вербальной агрессии большого числа параметров описания и критериев оценки;

3. Возможность применения единого подхода к описанию многообразных по форме и содержанию агрессивных высказываний.

Особо следует отметить, что использование жанрового подхода позволяет не только описать различные формы проявления вербальной агрессии, но и выделить противоположные, оппозиционные типы высказываний - жанры, использование которых не допускает речевой агрессии (например, угроза предупреждение; колкость комплимент; приказ просьба и т.п.). Это, в свою очередь, позволит более целенаправленно и осознанно подойти к разработке проблемы осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Содержательный смысл математического уравнения
Вникая в смысл слова «уравнение» мы понимаем, что оно выражает процесс уравнивания. Что именно уравнивается и зачем? По-видимому, уравнивать можно что-то с чем-то и именно об этом говорит тот факт, что уравнение выражается равенством двух частей. Но в чем состоит смысл уравнивания? Ведь это значит, ...

Анализ исторических тенденций развития детского пионерского движения
Изначально детское пионерское движение было деятельностью детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ста ...

Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru