Проблема описания и классификации основных форм речевой агрессии в настоящее время является практически не разработанной. Немногочисленные попытки, предпринимавшиеся в данном направлении, ограничивались либо какой-то одной сферой речевого общения (А.П. Сковородников), либо затрагивали слишком узкий круг агрессивных высказываний (А. Басс, С. Фишбах, Л.М. Семенюк). В таких подходах не учитываются, во-первых, вся совокупность аспектов исследования речевой агрессии, во-вторых, многообразие форм и ситуаций ее проявления.
Так, например, А. Басс делит агрессивные высказывания на три типа:
Реакции отвержения (типа: "иди прочь", "убирайся" и т.п.);
Враждебные замечания (типа: "твое поведение меня раздражает", "не выношу тебя" и др.);
Критицизм, который:
а) может быть направлен против принадлежащих личности предметов, одежды, работы и т.д.;
б) может приобретать форму дискредитации чьей-либо деятельности;
в) может выражаться в виде оскорблений, проклятий, направленных непосредственно против данного человека.
Очевидно, что такое деление, во-первых, не отражает всего многообразия форм проявления речевой агрессии; во-вторых, в нем учитывается только психологический аспект исследования этого феномена - с точки зрения выражения определенного негативного чувства. В-третьих, такая классификация не дает представления о речевых средствах создания агрессивных высказываний.
Л.М. Семенюк выделяет и описывает агрессивные высказывания с точки зрения их содержания:
Многочисленные отпоры;
Отрицательные отзывы и критические замечания;
Выражение отрицательных эмоций в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти, когда эти реакции не служат для простого описания эмоциональных состояний;
Высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы его убить"; "Возможно, с ним когда-нибудь это и случится"; или в форме проклятия);
Оскорбления;
Угрозы, принуждения и вымогательства;
Упреки и обвинения.
Несмотря на ряд неточностей (например, угрозы и вымогательства, упреки и обвинения - разнородные высказывания; неопределенность понятий "отпор", "высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания") и очевидную неполноту, предложенная классификация обладает значительной информативностью и потому также используется в данной работе.
Итак, очень сложно создать единую универсальную классификацию форм речевой агрессии, поскольку их можно выделять и описывать на разных основаниях. Поэтому нашей задачей является выделение и описание основных, наиболее распространенных форм вербальной агрессии в школьной речевой среде.
В настоящей работе предпринимается попытка решения данной задачи в соответствии с теорией речевых жанров. Преимуществами данной теории, по нашему мнению, являются:
1. Возможность реализации системного подхода в изучении речевой агрессии;
2. Возможность включения в анализ тех или иных форм вербальной агрессии большого числа параметров описания и критериев оценки;
3. Возможность применения единого подхода к описанию многообразных по форме и содержанию агрессивных высказываний.
Особо следует отметить, что использование жанрового подхода позволяет не только описать различные формы проявления вербальной агрессии, но и выделить противоположные, оппозиционные типы высказываний - жанры, использование которых не допускает речевой агрессии (например, угроза предупреждение; колкость комплимент; приказ просьба и т.п.). Это, в свою очередь, позволит более целенаправленно и осознанно подойти к разработке проблемы осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде.
Прочие статьи:
Опытно-экспериментальная работа по изучению
использования занимательности в учебной деятельности
Я проходила преддипломную практику в школе № 17, во 2А классе. Дети обучаются по программе 1-4. В классе 27 человек, из них - 14 девочек и 13 мальчиков. Национальный состав различный (чуваши, татары, русские). В классе нет неуспевающих детей, но есть дети с пониженной мотивацией учения и повышенной ...
Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой
психического развития
Изучение детей с задержкой психического развития приобрело в последнее время особую актуальность. Наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Требования, предъявляемые к ребенку современной общеобразовательной школой, таковы ...
Значение использования работы по созданию аппликации
из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...