Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением

Страница 2

Для того чтобы знать, с какими нарушениями могут быть связаны речевые ошибки, учитель и его ученики при определении лексических норм должны учитывать следующие языковые факторы: наличие в языке лексических категорий (многозначности слова, омонимии, паронимии, синонимии, антонимии); стилистическую дифференцированность лексики; понятие активного и пассивного лексического запаса; социальные сферы употребления лексики; генетические характеристики слов; сочетаемость с другими словами.

Вопросам классификации лексических ошибок посвящено немало статей, научных трудов, исследований (Е.В. Архиповой, М.С. Соловейчик, А.Д. Дейкиной, М.Р. Львова и других), однако до настоящего времени нет научно обоснованной, внутренне непротиворечивой и общепризнанной классификации тех ошибок, которые допускаются учащимися. Одной из причин существования самых разных точек зрения на классификацию ошибок является сама неоднородность понятия «лексическая ошибка».

Наиболее полное определение речевых (в нашем случае - лексических) ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка - это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Так, употребление слова в несвойственном ему значении относится к речевой ошибке «В голове у него метнулась мысль». Недочет - это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной. Например, употребление лишнего слова «Речка замерзла льдом. Наступил август месяц». С. Н. Цейтлин понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». В нашей работе мы будем придерживаться именно этого определения.

Для того чтобы эффективнее организовать работу, в том числе по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу. С.Н. Цейтлин в книге «Речевые ошибки и их предупреждение» выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей. «Главной причиной является «давление языковой системы». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, её порождающего. …Ребёнок вынужден добывать язык из речи, так как другого пути овладения языком не существует. Но детский язык представляет собой обобщённый и упрощённый вариант нормативного языка. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму».

Автор данного труда считает, что «следующий фактор, влияющий на возникновение речевых ошибок у детей, - влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. …Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи. В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: кроме тех, которые связаны с синтаксисом, происходит также выбор лексики для заполнения синтаксической модели. Все процессы протекают параллельно. …При этом огромную роль играет оперативная память, главная функция которой «удержание» уже произнесённых фрагментов текста и «упреждение» ещё не произнесённых. Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки».

Перечислим типичные лексические ошибки, допускаемые носителями русского языка:

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Развитие метроритмического чувства
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, я ставлю дет ...

Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх ...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе проведения физического практикума в основной школе
Физическое образование в средней школе наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим обеспечивает всестороннее развитие личности школьника, готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Оно вносит вклад в достижение общей педагогической цели школы, обесп ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru