Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением

Страница 2

Для того чтобы знать, с какими нарушениями могут быть связаны речевые ошибки, учитель и его ученики при определении лексических норм должны учитывать следующие языковые факторы: наличие в языке лексических категорий (многозначности слова, омонимии, паронимии, синонимии, антонимии); стилистическую дифференцированность лексики; понятие активного и пассивного лексического запаса; социальные сферы употребления лексики; генетические характеристики слов; сочетаемость с другими словами.

Вопросам классификации лексических ошибок посвящено немало статей, научных трудов, исследований (Е.В. Архиповой, М.С. Соловейчик, А.Д. Дейкиной, М.Р. Львова и других), однако до настоящего времени нет научно обоснованной, внутренне непротиворечивой и общепризнанной классификации тех ошибок, которые допускаются учащимися. Одной из причин существования самых разных точек зрения на классификацию ошибок является сама неоднородность понятия «лексическая ошибка».

Наиболее полное определение речевых (в нашем случае - лексических) ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка - это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Так, употребление слова в несвойственном ему значении относится к речевой ошибке «В голове у него метнулась мысль». Недочет - это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной. Например, употребление лишнего слова «Речка замерзла льдом. Наступил август месяц». С. Н. Цейтлин понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». В нашей работе мы будем придерживаться именно этого определения.

Для того чтобы эффективнее организовать работу, в том числе по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу. С.Н. Цейтлин в книге «Речевые ошибки и их предупреждение» выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей. «Главной причиной является «давление языковой системы». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, её порождающего. …Ребёнок вынужден добывать язык из речи, так как другого пути овладения языком не существует. Но детский язык представляет собой обобщённый и упрощённый вариант нормативного языка. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму».

Автор данного труда считает, что «следующий фактор, влияющий на возникновение речевых ошибок у детей, - влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. …Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи. В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: кроме тех, которые связаны с синтаксисом, происходит также выбор лексики для заполнения синтаксической модели. Все процессы протекают параллельно. …При этом огромную роль играет оперативная память, главная функция которой «удержание» уже произнесённых фрагментов текста и «упреждение» ещё не произнесённых. Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки».

Перечислим типичные лексические ошибки, допускаемые носителями русского языка:

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Творческие работы учащихся в курсе информатики
В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – "вызубрить", то есть изучить без осознания. В результ ...

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения
Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека. Существенной частью морального воспитания яв-ся формирование у уч-ся патриотизма и культуры межнациональных отношений, к-е имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как со ...

Конфликт
Конфликт- столкновение против-но напр-х несовм-х др. с др. тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в отн-х м/у индивидами или группами, связ-х с острыми эмоц-ми переж-ми. Внутр-е причины конф-та: потр-ти лич-ти и опасения по поводу возможности их удовл-я. Стр-ра:1. в социологии: участники, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru