На первом занятии было решено дать в начале урока задание на определение лексического значения слова и составление с ним словосочетания. (Задание № 1). Учащиеся затруднялись сами в определении значения, поэтому один из учеников зачитывал его из толкового словаря. Каждый в своей тетради составил несколько словосочетаний с данными словами, тем самым запоминая его лексическое значение и отрабатывая навык нормативного употребления в речи. Примеры составленных словосочетаний: именной абонемент, настоящий гурман, технический лексикон, женский манекен. Затем учащимся было предложено определить, одушевлённые существительные или неодушевлённые.
Урок 2. Существительные собственные и нарицательные.
Уже с первого урока было заметно, что школьники часто не могут выразить свои мысли правильно, в их речи присутствует лексическая избыточность. Для того чтобы они следили за своей речью, мы кратко познакомились с такими понятиями как плеоназм и тавтология, не называя терминов. Были приведены примеры подобных отклонений от лексической нормы. После этого учащимся было дано задание на определение того, чем является в предложении «лишнее» слово: средством создания речевой выразительности или лексической ошибкой. С этим упражнением они легко справились и обосновали грамотно свой ответ, опираясь на понятия плеоназма и тавтологии.
На этом уроке было решено не включать упражнения по отработке другой лексической нормы, а потратить время на закрепление навыка употребления уже изученной. Учащимся были даны предложения, в которых они находили ошибки, связанные с лексической избыточностью, и исправляли их письменно в тетради с последующей проверкой. Задание для ребят, на наш взгляд, было интересным и занимательным. (Задание № 3).
Урок 4. Морфологический разбор имени существительного.
Для правильного употребления слов в речи недостаточно понимать их лексическое значение, необходимо также учитывать особенности лексической сочетаемости слова, т.е. способности слов соединяться друг с другом. В этот раз внимание было уделено именно этому. Соединение слов имеет некоторые ограничения, которые и были объяснены учащимся. Для работы с этим видом лексической нормы были выбраны словосочетания со словами «автор» и «география». Для начала ученики нашли эти слова в толковом словаре, чтобы выявить причины их несочетаемости с некоторыми словами, а затем среди данных словосочетаний учащимся было предложено найти те, в которых слова соединить нельзя. Некоторые слова из этого упражнения были взяты для морфологического разбора.
Урок 5. Род имён существительных.
Повторив род существительных и изучив новые сведения, мы перешли к следующему заданию, которое было направлено на повторение антонимических отношений слов и нахождение ошибок, связанных с употреблением антонимов в речи. Было предложено такое задание: найти ошибки в данных предложениях и исправить их, не изменяя смысла высказывания. Для правки первого предложения пришлось отказаться от одного из антонимов, ставших причиной абсурдности высказывания, исключить плеоназм (лично я). Во втором предложении возник немотивированный оксюморон: первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, в тексте не должно было сохранять первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. Учащиеся исключили стилистически не оправданный оксюморон и устранили канцелярскую окраску речи в предложении с помощью учителя. Примеры исправленных предложений: «Я в этом ничего плохого не вижу», «Из-за слабой разработки этого метода оценка его преждевременна».
Урок 6. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Чтобы закрепить понятия многозначности слова и омонимии, было решено дать учащимся такое задание: составить словарную статью с существительными вода и коса по вариантам. Но для начала мы вспомнили, что такое словарная статья, из каких элементов она состоит и как построена. Пятиклассники назвали, в чём отличие многозначных слов и слов-омонимов.
У всех, кто составлял словарную статью со словом вода, получился примерно следующий вариант: Вода, -ы, вин. воду, мн. воды, вод, водам, 1. Прозрачная бесцветная жидкость. Морская вода. Словно воды в рот набрал (молчит) 2. Напиток. Минеральная вода. 3. Моря, реки, озера. Внутренние воды.
Из восьми значений данного слова, представленных в словаре Ожегова, учащиеся 5 класса назвали только три. Положительно то, что были приведены примеры фразеологизмов, в которых есть слово вода. Кроме устойчивого сочетания, названного выше, были и следующие: водой не разольешь кого-нибудь (очень дружны); из воды сухим выйти (остаться безнаказанным, не пострадать). Но следует отметить, что учащиеся испытывали сложности в определении стилистической принадлежности слова или словосочетания и с употреблением данного слова или фразеологизма в конкретной речевой ситуации в соответствии с нормами литературного языка.
Прочие статьи:
Педагогическая импровизация
1. Определения педагогической импровизации Автор Определение Кан-Калик В. А. а) средство уточнения творческого процесса учителя, корректировки его взаимодействия с учащимися; б) творчество педагога во время его непосредственного общения с детьми, в момент осуществления в классе его педагогического ...
Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого
С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды. И до Шацкого эта проблема вызывала пристальное внимание передовых мыслителей. В частности, большой интерес к ней проявляли К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Изучением влияния сред ...
Понятие образовательной технологии. Характеристика одной из образовательных
технологий
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное прое ...