Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Страница 2

На первом занятии было решено дать в начале урока задание на определение лексического значения слова и составление с ним словосочетания. (Задание № 1). Учащиеся затруднялись сами в определении значения, поэтому один из учеников зачитывал его из толкового словаря. Каждый в своей тетради составил несколько словосочетаний с данными словами, тем самым запоминая его лексическое значение и отрабатывая навык нормативного употребления в речи. Примеры составленных словосочетаний: именной абонемент, настоящий гурман, технический лексикон, женский манекен. Затем учащимся было предложено определить, одушевлённые существительные или неодушевлённые.

Урок 2. Существительные собственные и нарицательные.

Уже с первого урока было заметно, что школьники часто не могут выразить свои мысли правильно, в их речи присутствует лексическая избыточность. Для того чтобы они следили за своей речью, мы кратко познакомились с такими понятиями как плеоназм и тавтология, не называя терминов. Были приведены примеры подобных отклонений от лексической нормы. После этого учащимся было дано задание на определение того, чем является в предложении «лишнее» слово: средством создания речевой выразительности или лексической ошибкой. С этим упражнением они легко справились и обосновали грамотно свой ответ, опираясь на понятия плеоназма и тавтологии.

На этом уроке было решено не включать упражнения по отработке другой лексической нормы, а потратить время на закрепление навыка употребления уже изученной. Учащимся были даны предложения, в которых они находили ошибки, связанные с лексической избыточностью, и исправляли их письменно в тетради с последующей проверкой. Задание для ребят, на наш взгляд, было интересным и занимательным. (Задание № 3).

Урок 4. Морфологический разбор имени существительного.

Для правильного употребления слов в речи недостаточно понимать их лексическое значение, необходимо также учитывать особенности лексической сочетаемости слова, т.е. способности слов соединяться друг с другом. В этот раз внимание было уделено именно этому. Соединение слов имеет некоторые ограничения, которые и были объяснены учащимся. Для работы с этим видом лексической нормы были выбраны словосочетания со словами «автор» и «география». Для начала ученики нашли эти слова в толковом словаре, чтобы выявить причины их несочетаемости с некоторыми словами, а затем среди данных словосочетаний учащимся было предложено найти те, в которых слова соединить нельзя. Некоторые слова из этого упражнения были взяты для морфологического разбора.

Урок 5. Род имён существительных.

Повторив род существительных и изучив новые сведения, мы перешли к следующему заданию, которое было направлено на повторение антонимических отношений слов и нахождение ошибок, связанных с употреблением антонимов в речи. Было предложено такое задание: найти ошибки в данных предложениях и исправить их, не изменяя смысла высказывания. Для правки первого предложения пришлось отказаться от одного из антонимов, ставших причиной абсурдности высказывания, исключить плеоназм (лично я). Во втором предложении возник немотивированный оксюморон: первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, в тексте не должно было сохранять первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. Учащиеся исключили стилистически не оправданный оксюморон и устранили канцелярскую окраску речи в предложении с помощью учителя. Примеры исправленных предложений: «Я в этом ничего плохого не вижу», «Из-за слабой разработки этого метода оценка его преждевременна».

Урок 6. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Чтобы закрепить понятия многозначности слова и омонимии, было решено дать учащимся такое задание: составить словарную статью с существительными вода и коса по вариантам. Но для начала мы вспомнили, что такое словарная статья, из каких элементов она состоит и как построена. Пятиклассники назвали, в чём отличие многозначных слов и слов-омонимов.

У всех, кто составлял словарную статью со словом вода, получился примерно следующий вариант: Вода, -ы, вин. воду, мн. воды, вод, водам, 1. Прозрачная бесцветная жидкость. Морская вода. Словно воды в рот набрал (молчит) 2. Напиток. Минеральная вода. 3. Моря, реки, озера. Внутренние воды.

Из восьми значений данного слова, представленных в словаре Ожегова, учащиеся 5 класса назвали только три. Положительно то, что были приведены примеры фразеологизмов, в которых есть слово вода. Кроме устойчивого сочетания, названного выше, были и следующие: водой не разольешь кого-нибудь (очень дружны); из воды сухим выйти (остаться безнаказанным, не пострадать). Но следует отметить, что учащиеся испытывали сложности в определении стилистической принадлежности слова или словосочетания и с употреблением данного слова или фразеологизма в конкретной речевой ситуации в соответствии с нормами литературного языка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Психология педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность– один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Особенно перспективными принято считать направления, связанные с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагог ...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста
В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных п ...

Влияние сформированности пространственно зрительного гнозиса и оптико – пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru