Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Страница 4

Зная основные виды лексических норм, ошибки, связанные с их несоблюдением, учащиеся смогут сами заметить отклонения от речевых норм, допускаемые ими в речи, и сами исправить свои ошибки.

Мы описали только десять подобных уроков. Упражнения, которые включались в последующие занятия, приведены в Приложении 1.

Как уже говорилось выше, в 6 классе задания на усвоение лексических норм не вводились в содержание каждого урока, а было проведено отдельное занятие на употребление местоимений в речи, целью которого было определить роль местоимений как средства связи частей текста, повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами и сформировать навык осмысленного использования местоимений в речи.

Речевых ошибок, связанных с несоблюдением норм употребления местоимений, было выявлено не так много, поэтому на этом уроке мы использовали упражнения не только на формирование навыка нормативного употребления данной части речи, но и на отработку других норм русского литературного языка.

Шестиклассники узнали, что местоимения чаще других частей речи используются нами, и это может привести к неоправданному использованию их в речи. Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста. Многие об этом забывают и говорят только местоимениями, не называя лица, предмета или события, о котором идёт речь. Он сказал, чтобы я принёс ему это, которое лежит у него там.

Также нарушения могут быть связаны с повтором в границах словосочетания или предложения одного и того же местоимения, или «лишнего» местоимения: Примите мое приглашение, и я надеюсь, что Вы найдете время для участия во встрече, во время которой мы сможем определить с Вами конкретные пути развития нашего сотрудничества. Переизбыток местоимений загромождает фразу, создавая помехи на пути ее восприятия.

Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. И если неточно построить высказывание, то и значение может быть непонятно: Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Можно подумать, что красивый венок сплели из лебедей. Чтобы избавиться от этого комизма, нужно правильно построить предложение. Например, так: Мы ходили на пруд, на нём плавали лебеди, и росло много лилий, из которых мы сплели красивый венок. Все данные упражнения были включены в этот урок.

Шестиклассники также учились по лексическому значению узнавать слово. Так, им было предложено такое задание: заменить данные определения сложными словами с местоимением сам. Упражнение не вызвало больших трудностей и учащиеся справились с ним достаточно легко.

Таким образом, мы считаем, что подобную работу необходимо проводить чаще, используя любую возможность для этого: подбирать для каждого урока различные упражнения на отработку лексических норм или после каждого раздела отводить отдельный урок на эту тему. Также нужно как можно чаще включать в урок работу с нормативными словарями русского языка, начиная уже с 5-6 классов, так как множество ошибок связано именно с тем, что учащиеся из-за незнания лексического значения слова неправильно его употребляют. При систематическом использовании различных упражнений, направленных на формирование навыка соблюдения лексических норм на уроках русского языка можно надеяться на то, что учащиеся не только усвоят основные лексические нормы, но и научатся видеть лексические ошибки, допускаемые ими в собственной, как устной, так и письменной, речи и в речи других носителей языка. Такая работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная с изучением всех разделов школьного курса русского языка.

Опыт, полученный в ходе педагогической практики, показал, что учителя, несомненно, понимают значение данного вида деятельности, имеют разработки уроков, упражнений, которые весьма разнообразны, но не могут порой включать их в занятия систематически по причине нехватки времени. За 45 минут необходимо успеть выдать новый материал, закрепить его, отработать в упражнениях, поэтому времени для работы по повторению и закреплению ранее изученного материала, в том числе и материала, связанного с освоением лексических норм, совсем не остаётся, или же подобная работа проводится в сокращённом объёме при написании сочинений и изложений, результаты которых и показывают комплексное овладение учащимися всеми видами языковых норм. Особенно эта нехватка времени ощутима именно в пятых классах, так как по учебной программе практически на каждом уроке даётся новый материал для изучения и даже не всегда остаётся время в конце года для обобщения изученного.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Категориальный аппарат работы
Данный параграф посвящен основным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться во множестве существующих понятий. И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи пред ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Мифы Древней Греции. КВН в 6 классе
Цели: активизировать учащихся, побудить к чтению, проверить знания, развить творческие способности; работать над развитием речи (умение давать чёткий, логически поставленный ответ; умение толковать устойчивые выражения, взятые из мифов). Оборудование: выставка репродукций на мифологические темы, вы ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru