Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Страница 5

Проблема деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися основной общеобразовательной школы в методике преподавания русского языка не нова. Но она ещё сравнительно мало изучена, хотя в современной школе считается одной из актуальнейших. Однако, следует отметить, что в настоящее время эта проблема интенсивно разрабатывается не только традиционной методической наукой, но и сравнительно новым направлением языкознания – психолингвистикой, в которой исследуются причины и механизмы образования лексических ошибок.

Знание данного типа ошибок, умение их классифицировать позволяют учителю строить систематическую работу по их предупреждению, а также осуществлять диагностику при обучении лексики и обогащении словаря учащихся.

Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что эта работа на уроках русского языка должна занимать значительное место и проводиться систематически на протяжении всего курса изучения русского языка. Неправильно было бы думать, что учащиеся не допускают ошибок при употреблении и хорошо знакомых им слов. Работа над уточнением смысла и хорошо известных, распространённых слов также должна вестись систематически и регулярно.

Необходимо формировать у учащихся умение соблюдать нормы современного русского литературного языка, что, безусловно, повысит уровень их культуры речи. А эффективность такой работы зависит прежде всего от профессионализма учителя-словесника.

Однако трудность заключается в том, что на занятии не всегда хватает времени для отработки упражнений, направленных на формирование навыка соблюдения лексических норм. Это усложняет работу учителя. В таких условиях навыки соблюдения учащимися лексических норм приходится отрабатывать в индивидуальном порядке, давать специальные задания отдельным ученикам. И обязательно нужно контролировать, как эти задания выполняются.

В нашей выпускной квалификационной работе мы попытались раскрыть некоторые проблемы, возникающие в процессе формирования у учащихся навыка соблюдения лексических норм, предложить возможности решения этих проблем, обосновать значимость такой работы на каждом уроке русского языка. В ходе педагогической практики мы выявили некоторые лексические ошибки, допускаемые учащимися в речи, и наметили пути их предупреждения и устранения.

Задачи, поставленные в работе, на наш взгляд, в основном выполнены: изучена необходимая теоретическая и методическая литература по теме; описаны основные требования к учителю, осуществляющему работу по формированию устойчивых навыков соблюдения учащимися речевых (лексических) норм; предложены виды упражнений и заданий по предупреждению и коррекции речевых (лексических) ошибок учащихся. Для успешного формирования навыка соблюдения лексических норм учителю необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения.

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями основной общеобразовательной школы при изучении школьного курса русского языка в 5 – 6 классах.

Для каждого школьника правильная, нормативная, хорошо развитая и выразительная речь – не только средство успешного общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. А от уровня речевых навыков и умений зависят не только школьные успехи детей, но и дальнейшая успешная социализация.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Прочие статьи:

Основные правовые гарантии детей – сирот
Одна из главнейших задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в Конвенции ООН о правах ребенка, так и в российских законодательных актах. В семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются след ...

Философские и психологические идеи С.Т. Шацкого
Научный подход к педагогике, согласно взглядам Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде. Все воздействующие на форм ...

Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru