Во время прогулок и экскурсий стал проявляться большой интерес к жизни птиц и насекомых. Замечено бережное отношение к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Таким образом, эксперимент как метод играет важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.
По результатам исследования эксперимента как метода экологического обучения детей в старшем дошкольном возрасте рекомендуется обращать внимание на организацию исследовательской деятельности ребенка.
По активизации исследовательской деятельности дошкольников педагогам и родителям рекомендуется учитывать следующие моменты:
1) Меньше учить, больше делиться.
Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска.
2) Поощрять поисковую активность детей.
В каждый момент времени вокруг человека что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят.
3) Активизировать внимание ребёнка.
С самого начала прогулки занять внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая, что интересного можно увидеть и услышать.
4) Учить детей наблюдать и соблюдать правила поведения на природе. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" - "Не шуми". Но дошкольник ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки рекомендуется обсудить поведение детей, слова Киплинга "Мы с тобой одной крови: ты и я"; провести беседу о правилах поведения в природе, прочитать детям рассказ А.М. Горького "Воробьишко".
5) Знакомить с окружающим миром увлекательно, радостно. Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.
Однако следует также отметить факторы, препятствующие развитию исследовательской деятельности дошкольника. Одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:
1. Условия, при которых все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен.
2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители оберегают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает.
Итак, формирование экологических знаний, воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами должно быть полноценно осуществлено в дошкольный период, сочетая с экологическим воспитанием в семье.
Практическое исследование эксперимента как метода экологического образования детей в старшем дошкольном возрасте позволяет сделать следующие заключения:
1) Используя опытно-экспериментальную деятельность в экологическом обучении, возросло положительное отношение детей к миру природы, что свидетельствует о росте экологической культуры испытуемых. Можно говорить о росте познавательного интереса с применением в обучении метода экспериментирования.
2) Экологическая образованность детей на конец года выше по сравнению с началом учебного года перед курсом мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности экологического обучения.
3) Формирование экологических знаний, воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами должно быть полноценно осуществлено в дошкольный период, сочетая с экологическим воспитанием в семье.
4) Эксперимент как метод играет важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Экологическое образование дошкольников заключается в том, чтобы неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет экспериментальная деятельность.
Прочие статьи:
Формы заикания
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе - петух или п-п-п-петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется клонт ...
Понятия "ошибка"
и "педагогическая ошибка"
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, п ...
Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6
классе основной общеобразовательной школы
Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок. В ходе педагогиче ...