Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Статьи об образовании » Проблемы формирования мотивации в процессе обучения » Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Страница 6

1 Для чего вы учитесь?

2 Почему вы выбрали именно экономическую специальность?

3 Планируете ли в дальнейшем работать по специальности?

4 Что требуется для того, чтобы стать специалистом высокого уровня?

5 Что для вас важнее – личная жизнь или карьера?

Таким образом, понаблюдав за поведением учащихся во время применения выше перечисленных специальных приемов изучения мотивации, проанализировав полученные результаты тестирования, изучив данные собеседования, мы можем сделать следующие выводы:

- среди студентов низкий показательный уровень мотивации;

- низкая активность в процессе обучения;

- недостаточно развиты мыслительные способности;

- неумение четко оформить свою мысль;

- не осознанна необходимость овладения теми или иными знаниями.

С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать.

Т.е. характеристика групп дает возможность понять, что любые нововведения в процессе обучения будут восприняты ребятами с энтузиазмом, и можно будет ожидать хороших результатов от совместной деятельности. В целом, успеваемость в группах оставляет желать лучшего. Что в группе Э-05-10, что в группе Э-05-11, примерно равные условия учебной деятельности, начальный уровень знаний и навыков учащихся также схож, но по всем параметрам группа Э-05-10 опережает показатели группы Э-05-11. Это говорит о том, что целесообразно будет провести педагогический эксперимент по введению в процесс обучения интерактивных методов в группе Э-05-10.

Таким образом, подытожив сказанное, выделим основные дидактические условия необходимые для формирования мотивации учащихся при изучении экономических дисциплин:

- построение системы частных целей каждого раздела курса и дифференциация их на обязательные и возможные уровни подготовки;

- структурирование содержания учебного материала внутри раздела с учетом факторов, формирующих положительную мотивацию учащихся;

- описание конечного результата каждого урока соответственно обязательным и возможным уровням мотивации;

- проектирование учебного процесса с учетом намеченной системы частных целей урока;

- отслеживание планируемых результатов обучения в ходе учебного процесса.

Итак, среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, мы можем выделить следующие: увлеченное преподавание; новизна учебного материала; историзм; показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся; использование новых и нетрадиционных форм обучения; чередование форм и методов обучения; проблемное обучение; обучение с компьютерной поддержкой; применение мультимедиа-систем; использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах); тестирование знаний, умений; показ достижений обучаемых; создание ситуации успеха; соревнование (с товарищами по классу, самим собой); создание положительного микроклимата в классе; доверие к обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация отношений между преподавателем и студентами. Все эти пути и средства находят отражение в интерактивных методах обучения, внедрение которых в образовательный процесс, является наилучшим условием повышения мотивации учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Основные закономерности социального развития детей старшего дошкольного возраста
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания н ...

Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением
Литературная норма на практике используется нами в письменных и устных текстах. Каждому человеку приходится работать с текстами. Мы пишем объяснительную или служебную записку, читаем объявления на работе и в общественном транспорте, общаемся друг с другом, выступаем на семинарах и так далее и тому ...

Сущность технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru