- Применение взаимоконтроля и взаимопроверки работ помогает выработать в учащихся ответственность, объективность и, конечно же, способность заинтересовать ребят.
Постоянно актуальным остаются советы:
- приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
- поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
- учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
- формировать чувство долга, ответственности;
- учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе.
Проверенным способом мотивации является планирование целей и задач обучения самим обучаемым. У нас пока этому не учат, а за рубежом индивидуальное целеполагание – испытанный способ достижения высоких результатов. Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее «чувство успешности» усиливает мотивацию.
Чтобы учащийся смог обосновать и поставить цель, составить план ее достижения, организовать и направить свою деятельность, его необходимо подготовить, развить на предшествующих этапах воспитания.
Методика долгосрочного целевого планирования имеет несколько преимуществ:
- обучаемые регулярно и систематически стремятся к достижению своих индивидуальных целей обучения. Они чувствуют себя более уверенно и теряют ощущение страха перед экзаменом;
- обучаемые в состоянии регулярно контролировать, действительно ли они достигают своих целей. Они могут постоянно вести текущий самоконтроль знаний и умений;
- исчезает опасность того, что некоторые важные для обучаемых темы будут выпущены (забыты) .
Для более качественного процесса обучения, самообучения, самоорганизации, можно посоветовать обучаемым использовать приемы самомотивации. Основываясь на труды Подласого И.П., мы советуем преподавателю воспользоваться следующими рекомендациями:
Предложите учащимся стратегию самомотивации из 10 пунктов:
1 Всегда планируйте свои действия на долгосрочное будущее.
2 Ищите такого партнера по обучению, от общения с которым ваш и его труд будет приносить «плоды».
3 Составьте план работы - постоянное время занятий (часы, дни недели).
4 Определите для себя в общем виде цели и задачи обучения.
5 Определите для себя, каким образом вы сможете ввести результаты содержания обучения в вашу сегодняшнюю и завтрашнюю профессиональную практику, просто в повседневную жизнь.
6 Разделите содержание обучения на легко усваиваемые разделы, и начинайте с усвоения содержания средней трудности, а затем переходите к трудным.
7 Попробуйте дополнить изучаемое содержание своими рисунками, примечаниями, структурными схемами. А кто-то, может быть, отважится и поспорить с преподавателем о сущности изучаемого вопроса.
8 Обязательно похвалите себя, выполнив задание.
9 По отдельным, интересующим вас темам читайте дополнительную литературу или обсудите ее с товарищами, учителем.
10 Чтобы занятия были прочными, повторяйте основное содержание, закрепляйте изученный материал с помощью упражнений.
Рассмотрим методы изучения активизации и развития мотивации учения. Для этой цели применяются уже известные нам общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, интервью, беседа.
Во время проведения исследования в политехническом колледже города Астаны в группах Э-05-10 и Э-05-11 по специальности «бухгалтерский учет и аудит» для определения мотивации мы провели тестирование. Использовалась шкала оценки потребности в достижении.
Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в учебе, вообще в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Все эти перечисленные выше факторы показывают необходимость определения уровня мотивации достижения среди учащихся для наиболее эффективного процесса обучения.
Прочие статьи:
Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ
Характеристика ДОУ Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями: Основная образовательная программа: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г. Дополнительные образовательные програм ...
Специфика употребления сложных предложений младшими
школьниками с ОНР
Сложные подчинительные конструкции появляются в речи нормально развивающегося ребенка относительно рано. А.Н. Гвоздев указывает на то, что сложные предложения с союзами начинают появляться с 2 лет 2 мес. – 2 лет 5 мес. Им предшествуют в речи ребенка бессоюзные сложные предложения, в которых выражен ...
Технология создания аппликации
из ткани. Материалы и оборудование
Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамоч ...