Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Статьи об образовании » Проблемы формирования мотивации в процессе обучения » Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Страница 2

- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Если постепенно проходить перечисленные ниже стадии формирования синдрома достижения, утверждает американский психолог Д.Маккеланд, то результаты должны быть хорошими:

- привлечение внимания обучаемых к содержанию обучения;

- получение опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования;

- усвоение специальных понятий и терминов мотивации достижений;

- соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом;

- практическое следование полученным наставлениям в реальных жизненных ситуациях;

- постепенное уменьшение внешней помощи, прогрессирующая опора на собственные силы .

В своих исследованиях психологи обнаружили, что люди по-разному объясняют причины своих поступков. «Психологическая причинность» - так было названо это явление – затрагивает и мотивационную сферу. Существуют даже типичные «схемы» объяснений и оправданий. Послушайте ответ обучаемого – почему он не выполнил домашнее задание, - и вы легко сообразите, о чем идет речь.

Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением. Допустим, обучаемый получил неудовлетворительную оценку по контрольной работе. Типичные схемы оправдания – не знал, не старался, трудное задание, не повезло. Что последует, если выбирается последнее оправдание, нетрудно предвидеть.

Все программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения субъективного представления учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним – недостаточностью собственных усилий.

В тесной связи с тренингом причинных схем находится тренинг личной причинности, имеющий целью научить обучаемых искать причины своих неудач, прежде всего, в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре, а «источником» для других. Чтобы помочь учащимся, можно порекомендовать научить их:

- ставить перед собой реалистические цели;

- соизмерять цели со своими возможностями;

- знать свои сильные и слабые стороны;

- определять конкретные действия;

- планировать перспективу;

- правильно оценивать складывающуюся ситуацию;

- постоянно анализировать выполнение личной программы – приближают ли действия к цели.

Основным все же остается тренинг внутренней мотивации. В его основе открытие американского психолога Э.Деци: если испытуемым платили деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платили. Вот и думайте теперь – правильно ли мы делаем, «подогревая» мотивацию школьников премиями, а студентов - стипендиями. Самые действенные в обучении внутренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение от самого поведения, от самой деятельности» . К факторам успешности тренинга внутренней мотивации относятся: переживание учащимся собственной автономии или личной причинности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможности свободного выбора. Негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполнения работы к жестко зафиксированному сроку.

В современном процессе обучения необходимо осуществить радикальные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время, типичный учитель и типичная школа ориентированы преимущественно на поддерживание внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность вместо того, чтобы развивать свое «Я», постоянно оказывается в ситуациях, где это «Я» подавляется. Вполне естественно, что подобная практика весьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики . Следует отметить, что в колледже учатся люди взрослые, но в то же время еще не вполне зрелые психологически, не всегда уверенные в себе и очень ранимые. Поэтому от оценки педагога, который является для них значимым взрослым, зависит степень доверия, а, следовательно, и качество сотрудничества на уроке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Конспект урока с использованием ТСО
Урок математики в 1-м классе с использованием информационных технологий. Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счет в пределах 100» Цель урока: 1. Образовательная: формировать вычислительные навыки счета в пределах 20 и в пределах 100; 2. Воспитательная: воспит ...

Диагностика уровня познавательной активности детей
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ №17 в п. Песчанка был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Э ...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru