- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.
Если постепенно проходить перечисленные ниже стадии формирования синдрома достижения, утверждает американский психолог Д.Маккеланд, то результаты должны быть хорошими:
- привлечение внимания обучаемых к содержанию обучения;
- получение опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования;
- усвоение специальных понятий и терминов мотивации достижений;
- соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом;
- практическое следование полученным наставлениям в реальных жизненных ситуациях;
- постепенное уменьшение внешней помощи, прогрессирующая опора на собственные силы .
В своих исследованиях психологи обнаружили, что люди по-разному объясняют причины своих поступков. «Психологическая причинность» - так было названо это явление – затрагивает и мотивационную сферу. Существуют даже типичные «схемы» объяснений и оправданий. Послушайте ответ обучаемого – почему он не выполнил домашнее задание, - и вы легко сообразите, о чем идет речь.
Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением. Допустим, обучаемый получил неудовлетворительную оценку по контрольной работе. Типичные схемы оправдания – не знал, не старался, трудное задание, не повезло. Что последует, если выбирается последнее оправдание, нетрудно предвидеть.
Все программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения субъективного представления учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним – недостаточностью собственных усилий.
В тесной связи с тренингом причинных схем находится тренинг личной причинности, имеющий целью научить обучаемых искать причины своих неудач, прежде всего, в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре, а «источником» для других. Чтобы помочь учащимся, можно порекомендовать научить их:
- ставить перед собой реалистические цели;
- соизмерять цели со своими возможностями;
- знать свои сильные и слабые стороны;
- определять конкретные действия;
- планировать перспективу;
- правильно оценивать складывающуюся ситуацию;
- постоянно анализировать выполнение личной программы – приближают ли действия к цели.
Основным все же остается тренинг внутренней мотивации. В его основе открытие американского психолога Э.Деци: если испытуемым платили деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платили. Вот и думайте теперь – правильно ли мы делаем, «подогревая» мотивацию школьников премиями, а студентов - стипендиями. Самые действенные в обучении внутренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение от самого поведения, от самой деятельности» . К факторам успешности тренинга внутренней мотивации относятся: переживание учащимся собственной автономии или личной причинности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможности свободного выбора. Негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполнения работы к жестко зафиксированному сроку.
В современном процессе обучения необходимо осуществить радикальные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время, типичный учитель и типичная школа ориентированы преимущественно на поддерживание внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность вместо того, чтобы развивать свое «Я», постоянно оказывается в ситуациях, где это «Я» подавляется. Вполне естественно, что подобная практика весьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики . Следует отметить, что в колледже учатся люди взрослые, но в то же время еще не вполне зрелые психологически, не всегда уверенные в себе и очень ранимые. Поэтому от оценки педагога, который является для них значимым взрослым, зависит степень доверия, а, следовательно, и качество сотрудничества на уроке.
Прочие статьи:
Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических
знаний
Начальное обучение дошкольников математическим знаниям осуществляется на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получит ...
Организация эмпирического исследования и методики исследования
Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности. На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников. Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, ...
Анализ заданий для активизации мыслительной
деятельности учащихся в вариативном учебнике математики Петерсон Л.Г
В традиционной системе обучения математике существует большое количество вариативных учебников. Проанализируем содержание занимательного материала в учебнике Петерсона Л.Г. Особенность изучения новой технологии является необходимость предварительной подготовке детей в плане развития у них мышления, ...