Построение методической системы уроков способствующих формированию мотивации учащихся

Статьи об образовании » Проблемы формирования мотивации в процессе обучения » Построение методической системы уроков способствующих формированию мотивации учащихся

Страница 5

Педагогический эксперимент по теме исследования проводился в группе Э-04-10 и Э-04-11 политехнического колледжа города Астаны.

Проводя исследование, мы задались следующей целью: подтвердить правоту описанных в пункте 2.2 и 2.3 нашей работы методических рекомендаций по проведению занятий на предмет формирования мотивации среди учащихся.

Были использованы общие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение нормативных документов, наблюдения за работой учащихся и учителей на уроках, беседа с учащимися, разработка методических рекомендаций к урокам и их проверка в педагогическом эксперименте.

Нами был проведен метод экспериментальных и контрольных классов. При проведении эксперимента мы соблюдали условия, которые принято считать наиболее существенными в организации педагогического исследования:

- равные условия учебной деятельности;

- определение начального уровня знаний и навыков учащихся в обеих группах;

- проведение уроков в экспериментальной группе (Э-04-10) по разработанной методике, а в контрольной (Э-04-11) – по традиционной методике;

- определение уровня знаний, умений и навыков по окончании эксперимента;

- количественная обработка экспериментальных данных и определение эффективности разработанной методической системы.

Чтобы соблюдать примерно одинаковые условия работы, контрольная и экспериментальная группы отбирались на основе средних оценок и их варьирования.

После проведения в экспериментальной группе ряда занятий с применением интерактивных методов обучения, необходимо проверить уровень мотивации учащихся и качества их знаний. Во-первых, было проведено анкетирование, которое содержало следующие вопросы:

1 Интересно ли вам готовиться к подобным занятиям?

2 Насколько интересно вам было принимать участие в игре?

3 Изменилось ли ваше отношение к изучению экономических дисциплин?

4 Каким образом?

5 Как часто необходимо практиковать подобные формы занятий?

6 Ваши пожелания и замечания.

Результаты анкетирования показали отличные результаты:

- большинство студентов было заинтересовано в ходе работы;

- каждый из учащихся смог при помощи данных методов обучения использовать свои возможности, принять активное участие в ходе решения проблем;

- многие студенты стали более ответственно относится к подготовке занятий, осознав необходимость получения знаний, умений и навыков по выбранной специальности.

Также были проведены проверочные работы для определения уровня знаний учащихся. В приложении Д приведен фрагмент итогового тестирования знаний учащихся по пройденной теме. А по окончании проведения проектного метода, проведена защита работ учащихся, критерии оценки которой можно найти в приложении Г.

В результате использования интерактивного метода учащиеся улучшили познавательные способности. Они научились: оперативно мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась активность, заинтересованность, мотивация к обучению. Изученный материал усваивался полнее.

Результаты показали высокие показатели улучшения качества обучения в экспериментальной группе, чего нельзя сказать о контрольной группе (таблица 2.3). В обеих группах успеваемость составляла 100% как до внедрения интерактивных методов обучения, так и после, т.е. в той и другой группе не имеется ни одного учащегося с оценкой «2». А качество обучения определялось исходя из количества учащихся, не имеющих «троек». Таких студентов в группе Э-05-10 до проведения эксперимента оказалось 14 человек, что составило 46%, после внедрения интерактивных методов обучения количество «ударников» и «отличников» значительно увеличилось – до 22 человек, что составляет 71% от общего количества учащихся. Что же касается контрольной группы, за которой также велось наблюдение, можно сказать следующее: несмотря на то, что в контрольной группе не проводился эксперимент, качество обучения немного повысилось ввиду каких-либо внутренних причин. Итак, показатели контрольной группы выглядят следующим образом: на начало эксперимента качество обучения составило 45% (количество учащихся с оценками «4» и «5» – 13 человек), а на конец эксперимента – 59% (17 человек).

Итоги экспериментальной проверки выдвинутых нами положений о методических условиях формирования положительной мотивации на основе сравнения результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах (рисунок 2.2) позволяют сделать вывод о том, что внедрение интерактивных методов обучения в традиционную систему образования позволяет повысить уровень познавательной и творческой активности студентов, формированию положительной мотивации, правильному выбору в будущей практической деятельности. Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей среди учащихся экспериментальной группы привели к следующим изменениям:

1 повысился познавательный уровень;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте
Типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезм ...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств
В старой психологии было распространено мнение, что маленький ребенок является очень эмоциональным существом и что постепенно, с возрастом, он эту эмоциональность утрачивает. С этой точки зрения младший школьник должен быть менее эмоциональным, чем дошкольник, и более эмоциональным, чем взрослый. О ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru