Коммуникативный подход в процессе обучения иностранным языкам

Страница 5

Данная формулировка была впервые предложена Ф. Перлзом (F. Perls) в так называемой гештальт-терапии. Положение «здесь и теперь» осуществляется, если на уроке:

1) создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;

2) процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в момент развития речевой ситуации;

3) иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт.

Принципиальное положение 4. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам повышает важность методической организации процесса обучения. Дело в том, что коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры.

В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий. Практически любое задание может выполняться и это повышает эффективность работы в три этапа:

1) подготовительный;

2) исполнительный;

3) итоговый.

Содержание данных этапов меняется в зависимости от того, какой вид работы используется для обучения на данном уроке: «основанный на тексте» или основанный на задании, когда, выполняя задание, учащиеся строят собственные высказывания без опоры на заранее данные тексты. Работа, основанная на тексте, обычно выполняется по формуле «предъявление — практика — продукция». Работа, основанная на задании, включает «выполнение задания — вычленение нужного языкового материала — включение нового материала в речевую практику».

Принципиальное положение 5. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению.

При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

· учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

· каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

· самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;

· поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

· участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

· использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;

· языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

· отношения строятся на безоценочности, некритичности и эмпатийности, то есть сопереживании и понимании переживаний других;

· учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Отметим, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. В ней наблюдаются эллиптические конструкции, односоставные предложения без подлежащего, неоконченные фразы, неуверенность и колебания, оговорки и др. Особенности разговорной грамматики важно учитывать в условиях коммуникативно-ориентированного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Логопедия и ортодонтия
Являясь педагогической наукой, логопедия в то же время тесно связана и с науками медицинского цикла, без тесного содружества с которыми невозможно ни изучение, ни преодоление сколько-нибудь серьезных нарушений речи. Самым тесным образом логопедия связана со стоматологией: в логопедии широко использ ...

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования
б) наличие только нулевой связки — недостаточное условие для постановки тире: при выражении именной части прилагательным или причастием тире не ставится: Дружба деятельна. (А. Герцен); в) при наличии нулевой связки и выражении именной части существительным или количественным числительным в именител ...

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru