Описание опыта учителей

Страница 1

Как для начинающих, так и для опытных учителей наибольший интерес представляют практические советы по использованию различных приемов, средств и перечень упражнения для обучения языку и речи. До недавнего времени основным средством обучения иностранным языкам служили тексты, т.к. они являются основным источником информации и отвечают требованию, предъявляемому сегодня к текстам, то есть аутентичностью. Однако тексты не являются единственным аутентичным материалом, который можно использовать на уроках в рамках коммуникативной технологии обучения. Аутентичным является также иллюстративный материал (картинки, рисунки, фотографии, иллюстрации в учебниках и др.), который также несет в себе информацию, в том числе страноведческую. У учеников и учителей отношение к данному источнику информации неоднозначно: с одной стороны они хотели бы использовать его на уроках, с другой - мы не обладаем достаточным количеством знаний о методах работы с ним. В отечественной методической литературе нет материала, посвященного данной теме. Поэтому особый интерес, на взгляд И.Е., представляют работы немецких методистов, опубликованные в пособии «Bilder in der Landeskunde» издательства Langenscheidt (г. Мюнхен), содержащем практические рекомендации по работе с картинками на уроках немецкого языка.

Итак, иллюстративный материал - это легко воспринимаемое средство коммуникации. Работа с ним является составной частью урока, построенного на основе коммуникативной дидактики. Следует уточнить, что важен не сам факт наличия иллюстративного материала на уроке, а то, какую дидактическую функцию они выполняют: стимулируют учащихся к высказыванию, побуждают к размышлениям, учат мыслить логически, расширяют кругозор, прежде всего с точки зрения межкультурной коммуникации. Одна из функций картинок - их наглядность, то есть способность объяснить что-либо, облегчив понимание с помощью зрительного восприятия. Например, можно изобразить предметы, грамматические структуры, мимику и жесты, а также различные жизненные ситуации, что позволяет задействовать в восприятии различные органы чувств для лучшего понимания и запоминания информации. Особая функция картинок заключается в том, что они являются источником информации, прежде всего страноведческой.

Методика работы с картинками на уроке иностранного языка предполагает выделение таких же этапов, как и при работе с текстами: до предъявления картинки, во время просмотра и после него.

Одно из первых заданий - заполнение ассоциограмм по теме, заданной картинкой. Это дает возможность активизации ранее усвоенной лексики и предъявления новых слов и понятий. На этом же этапе можно предложить сгруппировать отдельные слова в словосочетания, таким образом, подготовив учащихся к просмотру картинки, сняв языковые трудности и активизировав знания учащихся из их собственного жизненного опыта.

Во время просмотра учащимся можно предложить следующие задания: описать картинку, если она им предъявляется с первого раза в полном объеме, зафиксировать на бумаге все, что им бросается в глаза. Это могут быть их наблюдения, впечатления, комментарии, предположения и вопросы, которые возникают во время просмотра картинок. С целью пробуждения интереса учащихся к тому, что им предстоит увидеть, можно предъявлять картинку по отдельным фрагментам. Это позволит в течение длительного времени удерживать их внимание на работе с данным материалом. При этом учащиеся высказывают свои гипотезы, предположения об увиденном. После предъявления всех фрагментов можно проанализировать их первые впечатления (изменились они или нет), придумать заголовок к картинке, обсудить, типичны ли подобные ситуации для культуры их страны. Работу можно организовать в группах (количество групп будет зависеть от количества предъявляемых фрагментов). Одним из методических приемов является задание на нахождение соответствия между картинкой и текстом, это- домино, лото и другие игры. Картинки могут служить также средством для снятия трудностей при чтении текстов. Если их демонстрируют перед чтением, то они вводят в тему, мотивируют учащихся, заставляют их выдвигать идеи, строить предположения. Если картинки демонстрируются после прочтения текста, то они служат дополнительным источником информации. Интересна и разнообразна с методической точки зрения работа с сериями картинок. Здесь возможны следующие задания: придумать реплики героям картинок, распределить готовые реплики героям, упорядочить картинки в правильной логической последовательности, аргументируя свой выбор. Можно показать учащимся лишь первую и последнюю картинки и предложить высказать предположения о том, что могло произойти в середине истории. При этом нет правильных и неправильных решений. Важно, что учащиеся учатся аргументировать свои идеи. Историю в картинках можно также разрезать на отдельные фрагменты и раздать их учащимся, которые работают в группах или в парах. Каждая группа по очереди описывает свою картинку, остальные внимательно слушают друг друга, затем все вместе пытаются выстроить логическую цепочку истории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Создание ситуации успеха
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уро ...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...

Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru