Изучение основных закономерностей наследственности и изменчивости растений

Страница 4

На основании опыта можно сделать вывод о влиянии гетероауксина на быстроту развития корней и рост растений. Опыт можно усложнить, используя гиббереллин и другие ростовые вещества. Исследования помогут убедиться, насколько целесообразно в производственных условиях для укоренения черенков смородины, винограда и других вегетативно размножаемых растений использовать ростовые вещества.

Влияние света на изменчивость признаков можно наблюдать в опыте с хлорофитумом. Для этой цели с одного растения отсадить несколько молодых растений - деток. Одну группу поместить на солнечном освещении, другую - на северном окне. Надо вести одинаковый уход и наблюдать пестролистность, количество хлорофилла в листьях и строение столбчатой ткани листа.

Опыт показывает, что у растений, выращенных на северном окне или вдали от света, листья зеленые, а у растений в хорошо освещаемых условиях проявляются пестролистность: образуется сравнительно мало хлорофилла, что можно установить по интенсивности окраски листьев или по хлорофилловой вытяжке. Ее готовят следующим образом: отвешивают по 20 г листьев из обоих вариантов опыта; режут листья на мелкие кусочки, растирают их в ступке (фарфоровой), приливают равное количество спирта и отфильтровывают. Хлорофилл растворяется в спирте и окрашивает его поразному в зависимости от своего количества. Кроме того, можно сравнить под микроскопом строение столбчатой ткани в листьях растений из обоих вариантов опыта.

Влияние интенсивности освещения на формирование признаков растений можно также проследить на традесканции зебровидной или колеусе. Хорошо известно, что у одного и того же экземпляра этого растения на солнечных окнах окраска листьев очень красочная, яркая, а при недостатке света она значительно бледнеет. Это можно подтвердить опытом с растениями, выращенными из черенков, нарезанных с одного растения и окорененных в одинаковых условиях. Одну группу таких растений надо поместить на солнечном освещении, а другую - вдали от окна; наблюдать за интенсивностью и гаммой окраски листьев.

Опыты позволяют учащимся делать выводы о значении интенсивности освещения для усиления фотосинтеза, а следовательно, и для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Они помогут лучше понять значение соблюдения оптимальной площади питания при возделывании культурных растений, своевременной прорывки, прополки, дополнительного освещения, промывки стекол в парниках и теплицах и других агроприемов.

Мутационную наследственную изменчивость можно показать, демонстрируя комнатные растения одного вида или рода, но имеющие различное проявление какого-либо признака у разных особей. Например, различный характер рассеченности листовых пластинок можно показать на примере пеларгоний зональной и душистой; различную окраску околоцветника белую, розовую, красную, малиновую - у пеларгоний; белую и розовую - у гортензий; сиреневую, розовую, малиновую, лиловую - у сенполий и глоксиний; цветки махровые и простые - у пеларгоний и сенполий и др.

Цитоплазматическую (прежде всего пластидную) наследственность можно наблюдать на хлорофитуме, плюще, традесканции зебровидной, аукубе и других растениях, листья которых имеют серебристо-белые или золотисто-желтые полосы и пятна. Эти растения очень удобны для иллюстрации роли яйцеклеток и пыльцы в передаче живыми организмами ряда признаков последующим поколениям и демонстрации роли структурных элементов цитоплазмы (в частности, пластид) в передаче потомству признаков материнского организма. С этой целью учащимся в уголке живой природы можно провести опыт с одним из пестролистных растений. Такой опыт рекомендуем заложить в нескольких вариантах;

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Методика работы по пропедевтике акустической дисграфии у детей 5-6 лет с ОНР
Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций ...

Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу
Можно сказать, что к середине XX века состояние психологии было таковым, что главной особенностью большинства ее направлений был предельный прагматизм, внимание исследователей было сосредоточено на механизмах адаптации, приспособления к той реальности, в которой живет человек. Теории принципиально ...

Работа в школах
В городе Фролово Иван Дмитриевич работал в школах имени Н.К.Крупской, имени А.С.Макаренко и позже в музыкальной школе преподавал хоровое пение, предварительно закончив учебу в музыкальном училище города Волгограда, куда поступил учиться в свои 50 лет. В нашем Фроловском районе была традиция ежегодн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru