Изучение основных закономерностей наследственности и изменчивости растений

Страница 4

На основании опыта можно сделать вывод о влиянии гетероауксина на быстроту развития корней и рост растений. Опыт можно усложнить, используя гиббереллин и другие ростовые вещества. Исследования помогут убедиться, насколько целесообразно в производственных условиях для укоренения черенков смородины, винограда и других вегетативно размножаемых растений использовать ростовые вещества.

Влияние света на изменчивость признаков можно наблюдать в опыте с хлорофитумом. Для этой цели с одного растения отсадить несколько молодых растений - деток. Одну группу поместить на солнечном освещении, другую - на северном окне. Надо вести одинаковый уход и наблюдать пестролистность, количество хлорофилла в листьях и строение столбчатой ткани листа.

Опыт показывает, что у растений, выращенных на северном окне или вдали от света, листья зеленые, а у растений в хорошо освещаемых условиях проявляются пестролистность: образуется сравнительно мало хлорофилла, что можно установить по интенсивности окраски листьев или по хлорофилловой вытяжке. Ее готовят следующим образом: отвешивают по 20 г листьев из обоих вариантов опыта; режут листья на мелкие кусочки, растирают их в ступке (фарфоровой), приливают равное количество спирта и отфильтровывают. Хлорофилл растворяется в спирте и окрашивает его поразному в зависимости от своего количества. Кроме того, можно сравнить под микроскопом строение столбчатой ткани в листьях растений из обоих вариантов опыта.

Влияние интенсивности освещения на формирование признаков растений можно также проследить на традесканции зебровидной или колеусе. Хорошо известно, что у одного и того же экземпляра этого растения на солнечных окнах окраска листьев очень красочная, яркая, а при недостатке света она значительно бледнеет. Это можно подтвердить опытом с растениями, выращенными из черенков, нарезанных с одного растения и окорененных в одинаковых условиях. Одну группу таких растений надо поместить на солнечном освещении, а другую - вдали от окна; наблюдать за интенсивностью и гаммой окраски листьев.

Опыты позволяют учащимся делать выводы о значении интенсивности освещения для усиления фотосинтеза, а следовательно, и для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Они помогут лучше понять значение соблюдения оптимальной площади питания при возделывании культурных растений, своевременной прорывки, прополки, дополнительного освещения, промывки стекол в парниках и теплицах и других агроприемов.

Мутационную наследственную изменчивость можно показать, демонстрируя комнатные растения одного вида или рода, но имеющие различное проявление какого-либо признака у разных особей. Например, различный характер рассеченности листовых пластинок можно показать на примере пеларгоний зональной и душистой; различную окраску околоцветника белую, розовую, красную, малиновую - у пеларгоний; белую и розовую - у гортензий; сиреневую, розовую, малиновую, лиловую - у сенполий и глоксиний; цветки махровые и простые - у пеларгоний и сенполий и др.

Цитоплазматическую (прежде всего пластидную) наследственность можно наблюдать на хлорофитуме, плюще, традесканции зебровидной, аукубе и других растениях, листья которых имеют серебристо-белые или золотисто-желтые полосы и пятна. Эти растения очень удобны для иллюстрации роли яйцеклеток и пыльцы в передаче живыми организмами ряда признаков последующим поколениям и демонстрации роли структурных элементов цитоплазмы (в частности, пластид) в передаче потомству признаков материнского организма. С этой целью учащимся в уголке живой природы можно провести опыт с одним из пестролистных растений. Такой опыт рекомендуем заложить в нескольких вариантах;

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...

Аттестация образовательного учреждения
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой ...

Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
Появление в современном обществе свободы выбора – с одной стороны и постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, духовный хаос – с другой приводит к тому, что люди постоянно находятся в ситуации выбора. Это состояние свободы выбора и ответственности оказывается непривычным, диско ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru