Использование комнатных растений при изучении основ экологии

Страница 1

При изучении темы «Основы экологии» учитель может использовать комнатные растения для раскрытия таких вопросов, как основные климатические факторы и их влияние на организм, факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы, приспособление растений к сезонному ритму окружающих условий, состояние покоя, взаимосвязи в экологических системах.

В беседе о влиянии абиотических факторов на рост и развитие растений учитель может продемонстрировать результаты опытов, которые были заложены с комнатными растениями в младших классах. Кроме того, для демонстрации влияния света на рост и развитие растений можно поставить опыт с гибискусами в свето-темновой камере. Для опыта взять 3 небольших гибискуса, выращенных из черенков с одного материнского растения. Первое растение выращивают при нормальном освещении, второе помещают вдали от источника света, где освещенность недостаточна, третье - в световую камеру и выращивают при круглосуточном освещении. Продолжительность опыта 1,5-2 месяца. Растения, выращиваемые при недостаточном и при избыточном освещении, будут значительно отличаться от первого (контрольного) растения. У второго растения листовые пластинки будут крупнее, а их окраска более темной, значительно увеличится длина черешков и междоузлий, растение будет вытягиваться. У третьего растения, наоборот, листовые пластинки станут мельче и светлее, длина черешков листьев и междоузлий уменьшится, что вызовет частичное нарушение листовой мозаики.

На основании сравнения подопытных растений учащиеся не только делают вывод о роли света в жизни растений, но и подходят к понятиям минимума, оптимума и максимума влияния факторов.

Аналогичный опыт можно провести и с другими растениями, например с колеусом.

Примеры движения побегов и листьев растении к свету, примеры листовой мозаики учащиеся, как правило, приводят сами. А на особенности строения световых и теневых листьев целесообразно обратить их внимание, поскольку этот вопрос не рассматривается в курсе ботаники. Можно также привести результаты опыта с зимующими почками пузырчатки и водокраса или другие, описанные в предыдущих темах.

При отсутствии света, даже при других благоприятных условиях, зимующие почки остаются в состоянии покоя.

Роль воздуха в жизни растений и животных учащиеся, как правило, раскрывают достаточно полно, но привести примеры приспособленности растений к этому абиотическому фактору нередко затрудняются. Наряду с другими примерами комнатных растений советуем продемонстрировать циперус. Он растет на болотах, доступ воздуха к его корням затруднен, а в связи с этим в его стеблях развиты воздухоносные ткани, в корнях - воздушные камеры .

Приспособленность растений к засухе учащиеся могут продемонстрировать на комнатных растениях. Эти растения целесообразно сгруппировать по эколого-географическому признаку. Родина кактусов и агав - засушливые области Южной и Центральной Америки, главным образом пустыни Мексики, а алоэ, гавортия, гастерия, стапелия, молочай - растения засушливых областей Южной Африки. Учащихся следует подвести к выводу, что у этих растений, относящихся к различным семействам и произрастающих в географически отдаленных друг от друга местах, выработались сходные приспособительные признаки к накоплению и сохранению влаги. Другие приспособления для выживания в засушливое время можно продемонстрировать на луковичных растениях - гемантусе, кринуме и амариллисе.

Примерами приспособленности растений к окружающей среде могут служить аспарагус и хлорофитум. У аспарагуса это выражается в редукции листьев, видоизменении стеблей и водозапасающей ткани в клубнях. У хлорофитума приспособленность к засухе - запасы воды в сочных корнях растения. Приспособленность растений к избыточной влажности можно показать на монстере и бегонии королевской.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обще ...

Пути формирования навыков словообразования у детей с ОНР
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (гр ...

Теоретические основы физического воспитания младших школьников
Возрастные особенности младших школьников«Движение строит орган» - древнее высказывание. На самых разных этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Игровая теория возникла из наблюдений за природой. Английские философы Г.Спенсер и Ф.Шиллер на рубеже XIX и XX столети ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru