Использование комнатных растений при изучении основ экологии

Страница 4

Действие человека как экологического фактора в природе огромно и разнообразно. Одним из примеров может быть создание человеком огромного числа самых разнообразных видов и сортов комнатных растений. Так, например, в настоящее время в комнатном цветоводстве имеют широкое распространение амариллисы гибридные, полученные от скрещивания нескольких видов гиппеаструма и южноафриканского вида амариллиса.

Можно также привести многочисленные сорта азалии, сенполии, цикламена и других комнатных растений, полученных человеком.

На комнатных растениях можно продемонстрировать и сезонный ритм жизни организмов. Несмотря на то что многие поколения комнатных растений произрастают в искусственных условиях, где сезонная периодичность отсутствует, биологический ритм их сохраняется. Практически у всех комнатных растений есть периоды покоя. Особенно ярко они выражены у таких растений, как ахименес, амариллис, цикламен, глоксиния и др.

Интересно отметить, что у комнатных растений сохраняется тот же сезонный ритм, какой был у них в естественных условиях на их родине. У многих растений - выходцев из южного полушария - сезонные ритмы совсем не согласуются с нашими временами года. Яркий пример в этом отношении - зигокактус. Он цветет в декабре, за что его в народе так и называют «декабрист». В это время на его родине - в тропиках Южной Америки - лето. Следовательно, биологические ритмы, выработавшиеся у растений в результате длительного приспособления к условиям существования, закреплены генетически.

Опыты по фотопериодизму можно поставить в свето-темновой камере, регулируя продолжительность освещения. Результаты опытов будут видны уже через месяц. Среди комнатных растений короткого дня можно назвать пуансеттию, которая завоевывает все большую популярность среди любителей цветоводства, зигокактус, каланхое. К растениям длинного дня относят бальзамин, гортензию, кальцеолярию, колеус, примулу и др. Для нормального развития этих растений требуется продолжительность освещения 16-17 ч в сутки, еще лучше они растут и цветут при беспрерывном освещении.

Влияние продолжительности освещения на рост и развитие растений можно продемонстрировать на опытах с колеусом. Для этого одно растение колеуса помещают в световую камеру с продолжительностью освещения 5 ч в сутки, а другое - с беспрерывным освещением. Результаты опыта наглядно видны через 15-20 суток.

Для опыта с однолетними дубками, выращенными из желудей, их делят на две группы. Одну группу помещают в условия короткого дня. Поскольку опыт проводят в зимнее время, то эти дубки выращивают в кабинете биологии без дополнительного освещения. Вторую группу дубков выращивают в условиях длинного дня с продолжительностью освещения 16-17 ч в сутки, а еще лучше при беспрерывном освещении. Сопоставляя результаты опыта, учащиеся убеждаются, что у дубков первой группы при коротком дне сбрасывается листва, а у второй группы дубков листья не только сохраняются, но и развиваются новые.

Замечено также, что дополнительное освещение вызывает более быстрое корнеобразование у черенков некоторых комнатных растений. Так, при увеличении продолжительности освещения зеленые черенки бегонии, ирезине, олеандра, фуксии, эхеверии укореняются скорее.

У некоторых растений, чувствительных к фотопериоду, без соответствующих смен дня и ночи развиваются только вегетативные органы, а цветения не происходит. Некоторым растениям для нормального цветения наряду с длиной дня в определенные периоды требуется понижение температуры. Несоблюдение этих требований приводит к тому, что некоторые комнатные растения или вообще не цветут, или цветут очень редко.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Игры в физическом воспитании младших школьников
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Игра является сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие, они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр за ...

Умственное развитие в младшем школьном возрасте
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие –думающим. Благодаря такому мы ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru