Использование комнатных растений при изучении основ экологии

Страница 2

Роль температурного фактора в существовании живых организмов хорошо осознается учащимися, обычно они правильно указывают на то, что все физиологические процессы возможны лишь при определенных температурах. Комнатные растения в основном выходцы из тропических и субтропических районов. Поэтому большинство их относятся к термофилам, которые хорошо растут и развиваются лишь в условиях довольно высоких температур. Многие комнатные растения, например геснерия, маранта, сенполия, требуют 20-22°С для нормального развития. ипомея ампельная с фиолетовыми листьями

Учащимся также можно продемострировать влияние температуры на укоренение черенков различных комнатных растений. Для этого некоторые черенки помещают в комнатную тепличку с нижним подогревом, а контрольные черенки укореняют без подогрева. Для опыта можно брать черенки плюмбаго капского, которые без нижнего подогрева укореняются плохо. К криофилам относят лишь те комнатные растения, которые являются выходцами из умеренных зон и для нормального развития требуют в период покоя сравнительно низких температур. Так, гортензия садовая в осенне-зимний период находится в состоянии покоя, приспособившись для этого к температуре 3-6°С. Лишь в середине декабря - начале января температуру повышают до 10-12°С, а затем до 18-20°С. Если юннаты школы проводили раньше опыты с зимующими почками водокраса или пузырчатки, то можно сообщить результаты опытов о влиянии пониженных температур на продолжительность их периода покоя.

На комнатных растениях можно продемонстрировать роль минерального питания как абиотического фактора. С этой целью провести опыты по подкормке комнатных растений, по выращиванию их на гидропонике. Недостаток минерального питания используется для получения карликовых форм растений. Искусство выращивания карликовых растений (бонсаи) широко распространено в Японии, где оно имеет многовековые традиции. В последние годы это искусство получило распространение у любителей комнатного цветоводства в нашей стране.

В школе вызовут интерес опыты по выращиванию карликовых форм некоторых комнатных растений, например колеуса. С этой целью укореняют маленькие черенки колеуса. Затем пересаживают их в маленькие керамические горшки с бедной почвой. Полив производят умеренно, по мере высыхания кома. В этих условиях колеус растет медленно, образуя очень мелкие листочки. Интересно, что растения в этих условиях, несмотря на свои малые размеры, обильно цвели.

В отличие от абиотических, связанных с всевозможными действиями неживой природы, биотические факторы охватывают все влияния живой природы. Они оказывают воздействие на среду в целом и на отдельные организмы, на целые сообщества. Биотические факторы, как и абиотические, оказывают значительное воздействие на приспособление видов к условиям жизни, которые формируются в борьбе за существование в процессе естественного отбора. Некоторые примеры таких приспособлений можно показать на комнатных растениях. Так, ядовитость млечного сока молочаев наряду с шипами служит защитой растений от поедания их животными. Стапелия - сочное растение пустынь Южной Африки, стебли которого не защищены колючками. Но, несмотря на это, растение не поедают животные, так как сок его ядовит.

Опыление многих растений связано с насекомыми. Например, крупные, оригинальной, пятилучевой формы цветки стапелии опыляют мухи. Помимо обильно выделяющегося нектара, мух привлекают запах и окраска цветков, напоминающие несвежее мясо.

Многие растения способны вырабатывать химические вещества, которые оказывают воздействие на другие организмы. Примером может служить плектрантус кустарниковый. Листья этого неприхотливого комнатного растения содержат много эфирных масел. Замечено, что их запах отпугивает молей и мух - за это растение часто называют «мольным деревом», а в некоторых местах - «мухогоном» .

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...

Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...

Речевая агрессия учителя
Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по не ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru