Влияние биотических факторов в экосистемах на живые организмы очень сложны и многообразны. Особо важную роль играет питание, которое и определяет структуру сообществ биоценозов. Поэтому изучение цепей питания непосредственно связано со структурой биоценоза. В качестве примерной структуры биоценоза обычно рассматривают искусственную экосистему - аквариум как модель водоема. В аквариум засыпают грунт, высаживают водные растения, запускают улиток и рыб. Еще лучше использовать аквариум со «старой» водой, в котором сложилось уже биологическое равновесие. В нем оставляют несколько рыб любых пород, но лучше всего для опыта использовать гуппи. Эти рыбки неприхотливы, быстро размножаются и дают разнообразное по форме и окраске потомство. Учащиеся могут выявить взаимосвязи между животными и растениями в аквариуме, составить их простейшие цепи питания, уяснить роль зеленых растений. Интересно провести длительное наблюдение за развитием живых организмов в аквариуме. Для этой цели используют аквариум объемом не менее 60 л. В него сажают несколько видов водных растений - валлиснерию, элодею, кабомбу, криптокорину, пистию, риччию, ряску и др. Из моллюсков можно поместить физ, катушек и др. Если аквариум оборудуют вновь, то к чистой воде рекомендуем добавить 1/3 «старой» воды из другого аквариума, в котором уже сложилось биологическое равновесие. Важно, чтобы освещение аквариума было достаточно для нормального развития водных растений, но и не очень ярким. При сильном освещении начинают бурно размножаться одноклеточные водоросли и вода «зацветает». По мере испарения воду в аквариум необходимо доливать. В него помещают 3-4 пары гуппи с различными формами плавников. Учащиеся, которые будут вести дневник наблюдений, должны отмечать, как размножаются растения, улитки, рыбы, какие изменения происходят в их численности (особенно среди гуппи). Через некоторое время их число достигнет определенного уровня и долгое время изменяться не будет. Здесь важно отметить соотношение самцов и самок, какие формы (вуалевые, шарфовые или обычные плавники) стали доминирующими. На основании этих наблюдений можно сделать выводы о развитии биоценоза, о факторах стабилизирующего отбора.
Искусственная модель микробиоценоза может быть создана следующим образом. На дно аквариума насыпают слой крупного речного песка, затем кладут слой сфагнума, а на него слой земельной смеси. При составлении земельной смеси нужно учитывать, какие растения будут высаживать непосредственно в почву.
Растения следует подбирать из одинаковых экологических групп. Например, растения влажных тропиков, растения субтропиков, растения пустынь и др. Поливать в зависимости от создаваемого биоценоза. Если высаживают растения влажных тропиков, поливать надо обильно, чтобы сфагнум хорошо пропитался водой. Для субтропических видов полив должен быть более умеренным, а для растений пустынь пропитать примерно только половину слоя почвы. Это будет хорошо видно через стекло аквариума. Сфагнум отлично впитывает и удерживает влагу, поэтому его слой в зависимости от типа биоценоза и размеров аквариума может быть различным: для биоценоза влажных тропиков -3-5 см, для биоценоза субтропиков -2-3 см, а для биоценоза пустыни вообще можно его не использовать или сделать слой не более 1 см. После полива аквариум накрыть стеклом, вырезанным по его площади, и для лучшей герметичности его оклеить лейкопластырем .
Наблюдение за такой искусственной экосистемой можно проводить в течение 3-5 лет и даже более, регистрируя происходящие в ней изменения, развитие растений, появление и развитие организмов почвенной фауны и др.
Прочие статьи:
Аттестация педагогического работника
Аттестация педагога – один из способов личностного роста. Она несет в себе огромную мобилизующую функцию. В ходе подготовки и проведении мероприятий в рамках аттестации происходит: 1. обобщение опыта 2. повышение методической грамотности Направления аттестации Анализ результатов Выявление уровня ко ...
Методика и организация исследования подвижных игр на физическое воспитание младших
школьников
В работе использованы следующие методы иcследования: 1. анализ научно-методической литературы 2. анкетирование 3. педагогическое наблюдение 4. изучение состояния осанки у детей 5. обработка данных экспериментально-исследовательской работы Анализ научно-методической литературы способствовал обоснова ...
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...