Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 6

Иногда по форме это риторические вопросы или восклицания ("Да я таких знаешь сколько видел!"; “Ты знаешь, с кем говоришь?" и т.п.); по содержанию - напоминание о том, кем является угрожающий (демонстрация доминантной позиции или претензия на нее) и что он способен сделать ("Кончай гудеть, я сказал!" - из диктофонной записи XIV). Как видно из примеров, это часто выражается в форме местоимения и предполагает, что адресат и сам догадывается или даже знает о статусе говорящего.

Поскольку цель угрожающего - вызвать осуществление или неосуществление желательных или нежелательных для адресата событий, то угрозу можно отнести к императивным (по классификации Т.И. Шмелевой) речевым жанрам.

Спецификой жанра угрозы, как справедливо замечает Т.И. Стексова, является то, что "глагол "угрожать", определяющий его метасловарь, не сочетается с местоимением “Я”". В противном случае произойдет то, что З. Вендлер называет "иллокутивное самоубийство" использование сочетания "я угрожаю" автоматически является приглашением не принимать во внимание угрозу, поскольку говорящий в этом случае сам же указывает на то, что это такое побуждение, которому следует сопротивляться. По этикетным соображениям угрожать не принято, поэтому часто можно услышать фразу: "Я не угрожаю, а только предупреждаю".

Основными структурными компонентами угрозы Стексова считает следующие: 1. Говорящий - угрожающий; 2. Адресат - тот, кому угрожают; 3. Содержание угрозы ("действия говорящего, которые будут предприняты при условии действия или отсутствии действия адресата"); 4. Возможный гипотетичный результат; 5. Средство достижения угрозы, которое может совпадать или не совпадать с действием самого говорящего.

Другой особенностью этого жанра является то, что в речевой практике чаще всего вербализуются лишь некоторые компоненты угрозы, остальные имплицитны - как бы "скрыты за кадром", хотя их наличие прекрасно осознается и угрожающим, и адресатом. Такие высказывания, по мнению Стексовой, могут содержать: информацию только о возможном действии угрожающего ("Я сейчас вызову милицию!"); информацию только о желательном и нежелательном действии адресата ("Лучше тебе не вмешиваться"); информацию только о негативных последствиях ("Будет больно!"); различные неполные комбинации этих составляющих ("Прекрати кричать, потом пожалеешь!").

2-ое и 3-е положения представляются спорными, поскольку информацию типа "Лучше тебе не вмешиваться" в ряде речевых ситуаций можно принять за совет, а "Будет больно" за предупреждение - другие речевые жанры, не имеющие прямого отношения к явлению вербальной агрессии.

Если говорить об образах говорящего и адресата в жанре угрозы, то здесь, как можно заметить, в отличие от других речевых жанров, нет жесткой закрепленности социальных ролей, а есть определенная ситуативная зависимость - те обстоятельства разного рода, в которых оказались угрожающий и адресат (угрожающим могут быть и младший по возрасту, и подчиненный).

Угроза может иметь разнообразную языковую структуру. Чаще всего она строится как восклицательное по интонации или побудительное предложение с придаточным условия ("Если ., то я не буду с тобой дружить!"; "Если ., я пожалуюсь учителю!"; “Я тебя сейчас ударю, если ты не уйдешь!” - из сочинений шестиклассников). Реже угроза сочетается с императивом, категорическим побуждением ("Уйди с моего места, или я тебя побью!"; "Отстань, а не то получишь!" - из сочинений шестиклассников) или с придаточным следствия ("Еще раз спросишь, за что замечание пойдешь вон отсюда!" - из записи XX).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Учёт возрастных и половых особенностей школьников
При составлении программы для младшего школьного возраста (7-11 лет) учитывается необходимость смены упражнений, исключающих однообразие: Силовые статические и с задержкой дыхания, а так же прыжки с большой высоты. В среднем возрасте (12-15 лет) ограничивают применение силовых упражнений, которые м ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Экологическая культура
В наши дни все большую роль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И это вполне объяснимо, ибо современное общественное развитие характеризуется осознанием того, что необходимо оздоравливать окружающую природную среду. Кризисное состояние окружающей среды вызывает сего ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru