Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 3

1. Оскорбление; 5. Враждебное замечание;

2. Угроза; 6. Порицание (упрек, обвинение);

3. Грубое требование; 7. Насмешка (колкость);

4. Грубый отказ; 8. Ссора (как гипержанр).

Оскорбление

Оскорбление является одной из наиболее часто диагностируемых форм вербальной агрессии школьников. Это объясняется, прежде всего, тем, что усвоение инвективы, лежащей в основе оскорбления, происходит в раннем детстве и потому не анализируется, то есть дети часто осознают ее функцию, но не прямой смысл.

В большинстве случаев оскорбление реализует явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается как однозначно агрессивное высказывание. Данное положение подтверждают также определения понятия "оскорбление" в различных источниках. Например, в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова оскорбить означает "тяжело обидеть, крайне унизить". "Словарь синонимов русского языка" З.Е. Александровой также соотносит оскорбление с понятиями "обида" и "унижение". Кроме того, оскорбление является, вероятно, наиболее типичным речевым жанром, в котором употребляется инвектива.

Структурная формула оскорбления предельно проста: "Ты - Х". При этом местоимение "ты" может опускаться. Вторая часть оскорбления "Х" определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.

С лексической точки зрения, это различные - обидные, неприятные для адресата - эмоционально-оценочные слова с отрицательной (в том числе, окказионально негативной) семантикой вплоть до нецензурной брани (мата). В зависимости от степени осознанности и целенаправленности агрессивного высказывания в них доминируют либо эмоциональность, либо оценка. При этом слово может употребляться как в прямом ("негодяй", "подлец" и т.п.), так и в переносном (метафорическом) значении ("свинья", "дуб" и т.п.).

Как правило, в одном оскорблении используется одно такое слово, чаще всего существительное. Иногда, для усиления негатива, оно может использоваться вместе с прилагательным в роли определения - форма словосочетания ("овца паршивая"; "дубина стоеросовая"; "глупая курица" и т.п.).

Кроме того, в некоторых случаях можно услышать оскорбительные восклицания ("Что за придурок!"; "Какие идиоты!"; "Вот дубина!"; "Ну и уродина!" и т.п.). Дополнительным дифференциальным признаком является здесь лексическая наполняемость - наличие восклицательных местоимений ("какой"), усилительных частиц ("вот", "ну", "что за").

Оскорбление является оценочным (по классификации Т.В. Шмелевой) речевым жанром, коммуникативная цель которых - "изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей".

Поскольку основным жанрообразующим признаком оскорбления является фактор адресата, то в качестве коммуникативной задачи данного речевого жанра можно рассматривать изменение (в отрицательную сторону) самочувствия адресата - объекта оскорбления, понижение его социального статуса.

В качестве способов осуществления этой функции в оскорблении В.И. Жельвис выделяет следующие: простое сопоставление имени адресата с обсценными (непристойными) наименованиями ("дурацкий"); метафорический перенос на адресата названия животного ("козел"); обвинение в нарушении социального табу ("проститутка"); употребление сниженного вокабуляра как выразителя отрицательного отношения к адресату ("харю отрастил").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

ОНР - как психолого- педагогическая проблема
Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др. Общее недоразвитие речи - это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре ...

Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР
Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исслед ...

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиб ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru