Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 3

1. Оскорбление; 5. Враждебное замечание;

2. Угроза; 6. Порицание (упрек, обвинение);

3. Грубое требование; 7. Насмешка (колкость);

4. Грубый отказ; 8. Ссора (как гипержанр).

Оскорбление

Оскорбление является одной из наиболее часто диагностируемых форм вербальной агрессии школьников. Это объясняется, прежде всего, тем, что усвоение инвективы, лежащей в основе оскорбления, происходит в раннем детстве и потому не анализируется, то есть дети часто осознают ее функцию, но не прямой смысл.

В большинстве случаев оскорбление реализует явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается как однозначно агрессивное высказывание. Данное положение подтверждают также определения понятия "оскорбление" в различных источниках. Например, в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова оскорбить означает "тяжело обидеть, крайне унизить". "Словарь синонимов русского языка" З.Е. Александровой также соотносит оскорбление с понятиями "обида" и "унижение". Кроме того, оскорбление является, вероятно, наиболее типичным речевым жанром, в котором употребляется инвектива.

Структурная формула оскорбления предельно проста: "Ты - Х". При этом местоимение "ты" может опускаться. Вторая часть оскорбления "Х" определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.

С лексической точки зрения, это различные - обидные, неприятные для адресата - эмоционально-оценочные слова с отрицательной (в том числе, окказионально негативной) семантикой вплоть до нецензурной брани (мата). В зависимости от степени осознанности и целенаправленности агрессивного высказывания в них доминируют либо эмоциональность, либо оценка. При этом слово может употребляться как в прямом ("негодяй", "подлец" и т.п.), так и в переносном (метафорическом) значении ("свинья", "дуб" и т.п.).

Как правило, в одном оскорблении используется одно такое слово, чаще всего существительное. Иногда, для усиления негатива, оно может использоваться вместе с прилагательным в роли определения - форма словосочетания ("овца паршивая"; "дубина стоеросовая"; "глупая курица" и т.п.).

Кроме того, в некоторых случаях можно услышать оскорбительные восклицания ("Что за придурок!"; "Какие идиоты!"; "Вот дубина!"; "Ну и уродина!" и т.п.). Дополнительным дифференциальным признаком является здесь лексическая наполняемость - наличие восклицательных местоимений ("какой"), усилительных частиц ("вот", "ну", "что за").

Оскорбление является оценочным (по классификации Т.В. Шмелевой) речевым жанром, коммуникативная цель которых - "изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей".

Поскольку основным жанрообразующим признаком оскорбления является фактор адресата, то в качестве коммуникативной задачи данного речевого жанра можно рассматривать изменение (в отрицательную сторону) самочувствия адресата - объекта оскорбления, понижение его социального статуса.

В качестве способов осуществления этой функции в оскорблении В.И. Жельвис выделяет следующие: простое сопоставление имени адресата с обсценными (непристойными) наименованиями ("дурацкий"); метафорический перенос на адресата названия животного ("козел"); обвинение в нарушении социального табу ("проститутка"); употребление сниженного вокабуляра как выразителя отрицательного отношения к адресату ("харю отрастил").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста
Наиболее благоприятны для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произно ...

Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной активности
В целостной структуре развития человека особая роль с давних пор отводится двигательному анализатору. На это указывал еще И.М.Сеченов, считавший, что психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализато ...

Противоречия опыта гражданского воспитания школьников
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера: - узкая ранняя профилизация; - прагматизация с ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru