Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 2

В рамках данной теории представляется целесообразным опираться на речеведческий (как его обозначает и разрабатывает Т.В. Шмелева) подход к проблеме речевых жанров, который в максимальной степени соответствует идеям М. М. Бахтина, рассматривавшим любое высказывание как реальную единицу речевого общения, "четко отграниченную сменой речевых субъектов", а РЖ - как феномен речи; особая модель высказывания; “относительно устойчивый тип высказывания".

Основополагающим принципом данного подхода, как верно подчеркивает Т.В. Шмелева является признание существования в речевом сознании "типового проекта", канона, схемы РЖ. Отсюда вытекает основная задача исследователя - эксплицировать это интуитивное представление в формулировках научной дефиниции, обозначив его как модель РЖ и основные направления исследования РЖ - исчисление моделей и изучение их воплощения в различных речевых ситуациях.

Кроме того, в качестве вспомогательного подхода для описания основных форм вербальной агрессии нами используется лексический (в терминологии Т.В. Шмелевой) подход к проблеме РЖ, который предполагает обращение к именам жанров, толкованию их семантики (М.Я. Гловинская, М.Ю. Федосюк и др.).

Прежде чем приступить к непосредственному описанию речевых жанров, отмеченных вербальной агрессией, попытаемся определить сферу и место этих жанров в речевом общении.

Так, в континууме бытового общения можно выделить "два полюса, вокруг которых группируются все жанры повседневной коммуникации". Жанры верхнего уровня (тост, комплимент и др.) предполагают высокий уровень риторических умений. Этим жанрам люди обучаются специально; владение ими демонстрирует достаточно высокую степень языковой компетенции.

"Нижний уровень живого организма бытового общения составляет жанры, которым специально языковая личность не обучается . Они бессознательно, помимовольно впитываются представителем конкретного этноса подобно фактам родного языка".В качестве примера приводится ссора, где, как известно, практически всегда имеют место яркие проявления речевой агрессии.

Сферой бытования вербальной агрессии является устная спонтанная речь, которая, как известно, "происходит в условиях временного дефицита, когда формирование замысла и разворачивание его во внешнюю речь происходит фактически одновременно (симультанно)".

Таким образом, сферой бытования агрессивных высказываний выступает повседневное речевое общение, а их местом в системе речевых жанров является нижний уровень, представляющий собой врожденное автоматизированное речевое поведение, не предполагающее овладения коммуникативными умениями и навыками.

Основными необходимыми компонентами характеристики и целостного описания моделей речевых жанров, где имеет место вербальная агрессия, являются, на наш взгляд, следующие:

1. Жанрообразующие признаки. Вслед за Т.В. Шмелевой, как важнейшие конститутивные признаки для интересующих нас РЖ выделяем следующие:

а) коммуникативная цель;

б) образ автора (говорящего);

в) образ (фактор) адресата;

г) языковое воплощение.

2. Примеры непосредственной реализации РЖ в отдельных высказываниях и целостных ситуациях общения.

3. Сопутствующие РЖ, где имеет место вербальная агрессия.

4. Соотнесенность РЖ с различными видами речевой агрессии.

5. Частотность воплощения РЖ в изучаемой речевой среде.

Итак, рассмотрим с точки зрения выделенных параметров следующие основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, выделенные в ходе констатирующего эксперимента:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Особенности руководства внеклассным чтением. Различные формы внеклассных мероприятий
Всю учебно-воспитательную работу по внеклассному чтению – сразу на полугодие или на четверть – планирует учитель. Изучив фактический книжный фонд, которым класс будет располагать к моменту занятий, учитель, прежде всего, намечает тематику уроков внеклассного чтения и отбирает художественные произве ...

Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте
В последнее десятилетие психологические проблемы отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи меж ...

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивном ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru