Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 2

В рамках данной теории представляется целесообразным опираться на речеведческий (как его обозначает и разрабатывает Т.В. Шмелева) подход к проблеме речевых жанров, который в максимальной степени соответствует идеям М. М. Бахтина, рассматривавшим любое высказывание как реальную единицу речевого общения, "четко отграниченную сменой речевых субъектов", а РЖ - как феномен речи; особая модель высказывания; “относительно устойчивый тип высказывания".

Основополагающим принципом данного подхода, как верно подчеркивает Т.В. Шмелева является признание существования в речевом сознании "типового проекта", канона, схемы РЖ. Отсюда вытекает основная задача исследователя - эксплицировать это интуитивное представление в формулировках научной дефиниции, обозначив его как модель РЖ и основные направления исследования РЖ - исчисление моделей и изучение их воплощения в различных речевых ситуациях.

Кроме того, в качестве вспомогательного подхода для описания основных форм вербальной агрессии нами используется лексический (в терминологии Т.В. Шмелевой) подход к проблеме РЖ, который предполагает обращение к именам жанров, толкованию их семантики (М.Я. Гловинская, М.Ю. Федосюк и др.).

Прежде чем приступить к непосредственному описанию речевых жанров, отмеченных вербальной агрессией, попытаемся определить сферу и место этих жанров в речевом общении.

Так, в континууме бытового общения можно выделить "два полюса, вокруг которых группируются все жанры повседневной коммуникации". Жанры верхнего уровня (тост, комплимент и др.) предполагают высокий уровень риторических умений. Этим жанрам люди обучаются специально; владение ими демонстрирует достаточно высокую степень языковой компетенции.

"Нижний уровень живого организма бытового общения составляет жанры, которым специально языковая личность не обучается . Они бессознательно, помимовольно впитываются представителем конкретного этноса подобно фактам родного языка".В качестве примера приводится ссора, где, как известно, практически всегда имеют место яркие проявления речевой агрессии.

Сферой бытования вербальной агрессии является устная спонтанная речь, которая, как известно, "происходит в условиях временного дефицита, когда формирование замысла и разворачивание его во внешнюю речь происходит фактически одновременно (симультанно)".

Таким образом, сферой бытования агрессивных высказываний выступает повседневное речевое общение, а их местом в системе речевых жанров является нижний уровень, представляющий собой врожденное автоматизированное речевое поведение, не предполагающее овладения коммуникативными умениями и навыками.

Основными необходимыми компонентами характеристики и целостного описания моделей речевых жанров, где имеет место вербальная агрессия, являются, на наш взгляд, следующие:

1. Жанрообразующие признаки. Вслед за Т.В. Шмелевой, как важнейшие конститутивные признаки для интересующих нас РЖ выделяем следующие:

а) коммуникативная цель;

б) образ автора (говорящего);

в) образ (фактор) адресата;

г) языковое воплощение.

2. Примеры непосредственной реализации РЖ в отдельных высказываниях и целостных ситуациях общения.

3. Сопутствующие РЖ, где имеет место вербальная агрессия.

4. Соотнесенность РЖ с различными видами речевой агрессии.

5. Частотность воплощения РЖ в изучаемой речевой среде.

Итак, рассмотрим с точки зрения выделенных параметров следующие основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, выделенные в ходе констатирующего эксперимента:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенк ...

Организация педагогической помощи
Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР-отделениях крупных больниц) и в системе образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым ...

В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru