Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 5

3. Опосредованное - косвенное, непрямое оскорбление, направленное на отдельные составляющие образа адресата - внешность, черты характера, образ жизни, принадлежащие предметы и т.п. Очень часто такие оскорбления сопутствуют враждебному замечанию. Пример - агрессивное высказывание школьника в адрес мешающего ему товарища: "Надоел! Со своей рожей тупой ." (диктофонная запись XVIII). https://traveler.market Авторские туры в Подмосковье: отдых в Подмосковье.

Оскорбления не следует путать со внешне сходными по форме и ситуациям употребления высказываниями. Основное отличие таких высказываний от оскорблений является отсутствие у говорящего агрессивного намерения и адекватное их восприятие адресатом. К подобного рода высказываниям, по нашему мнению, относятся:

а) необидные прозвища, "клички" - существуют практически в любой, даже самой высоко организованной речевой среде; эмоционально нейтральны; их употребление имеет целью не оскорбление, а называние, обозначение адресата, выявление его отличительных признаков, выделения из ряда подобных;

б) ритуальные обращения- бытуют в определенной, чаще всего замкнутой речевой среде, например, в некоторых молодежных неформальных объединениях, группировках ("толкиенисты", "рэпперы", "байкеры" и пр.); имеют положительные коннотации; целью таких обращений является узнавание друг другом членов данной языковой группы. Примеры: слово "гоблин", которое можно употребить как оскорбление (со значением "уродливый", "некрасивый"), в среде толкиенистов (поклонников американского писателя Толкиена) используется как ритуальное обращение или приветствие; слово "жаба", которое в повседневном речевом общении может выступать в функции оскорбления, а в среде некоторых группировок панков, исповедующих идею пренебрежения ко внешнему виду, оно являлось традиционным обращением к девушке.

Угроза

Угроза является, вероятно, единственным относительно исследованным речевым жанром, имеющим прямое отношение к вербальной агрессии. Поэтому при описании этого жанра будем опираться на уже имеющиеся разработки.

По Т.И. Стексовой, угрозу можно определить как "выказывание, содержащее сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких-либо действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие".

По А. Вежбицкой, угрозу можно описать в следующих формулах: "Говорю: я хочу, чтобы ты знал, что если ты сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое. Думаю, что ты не хочешь, чтобы я это сделал. Говорю это, потому что хочу, чтобы ты не сделал Х."

Однако, признавая адекватность предложенного определения изучаемому явлению, необходимо отметить одну особенность функционирования жанра угрозы именно в школьной речевой среде. Так, дети часто угрожает не по каким-то видимым причинам, а "просто так", испытывая неприязнь к самой личности адресата (его привычкам, образу жизни, внешнему виду и т.п.). Поэтому иногда их целью является не выполнение угрозы, а решение определенной коммуникативной задачи - повысить самооценку, занять доминирующую позицию в конфликте, противостоять предшествующей речевой агрессии и т.п.

Кроме того, необходимо внести еще одну коррективу в принятое нами определение угрозы: помимо действий самого угрожающего, в ней может содержаться обещание каких-либо действий со стороны третьих лиц ("Если не уступишь место, тебя побьют мои друзья"; "…то мои родители пожалуются твоим"; "…тебя накажет учитель" и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиб ...

Игра и труд в младшем школьном возрасте
Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для ...

Социальные мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru