2. Приемы, эмоциональное воздействие которых обусловлено особенностями речевого поведения говорящего: различные формы отказа от продолжения разговора ("Уходи отсюда, я не могу тебя больше видеть!" и т.п.); угроза ("Я сейчас все это твое шматье в окошко повыкидываю!" и т.п.); осознанное нарушение норм речевого этикета (например, употребление местоимения "ты" вместо "вы"); обозначение собеседника местоимением не 2-го, а 3-го лица. "Партнер по диалогу как бы демонстративно игнорируется, к нему относятся так, будто его нет".
3. Приемы, воздействие которых обусловлено стилистической окрашенностью языковых средств: употребление слов и выражений со сниженной и негативной окраской ("Ты привык жить в этом своем клоповнике целым кагалом" и т.п.); употребление эмоционально и стилистически окрашенных слов и выражений, не соответствующих общему стилю речи (например, использование слов "явиться" вместо "прийти", "не желать" вместо "не хотеть").
Ценность такого подхода к описанию проявлений вербальной агрессии - в выделении различных оснований для классификации, емком обобщении эмпирических наблюдений, привлечении обширного речевого материала.
Однако более целесообразным и методологически оправданным представляется рассмотрение выделенных типов высказываний в рамках жанрового подхода. Обоснование этого является, на наш взгляд, следующее: во-первых, подход к изучению вербальных проявлений агрессии с точки зрения теории речевых жанров расширяет круг аспектов исследования, позволяя рассматривать не только целенаправленную, инициативную речевую агрессию (как у М.Ю. Федосюка), но и поведенческую, инструментальную.
Во-вторых, этот подход позволять более четко и последовательно определить реальные коммуникативные условия и обстоятельства использования того или иного средства отрицательного речевого воздействия, его место среди проявлений вербальной агрессии. Так, многие из выделенных приемов могут использоваться одновременно в нескольких жанрах, отмеченных речевой агрессией.
Например, неоправданное обобщение случившегося может использоваться и в упреке, и в колкости, и во враждебном замечании. Отказ от продолжения разговора может выступать как форма враждебного замечания, категорического требования, грубого отказа. Использованием отрицательно оценочных существительных, слов со стилистически сниженной окраской и сознательным нарушением этикетных норм отмечены такие жанры, как оскорбление, угроза, враждебное замечание. С другой стороны, некоторые названные приемы (например, угроза) могут быть выделены в самостоятельные жанры.
Прочие статьи:
Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. И ...
Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста
Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. К ...
Понятие умственной отсталости
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: уровень интеллекта ни ...