2. Приемы, эмоциональное воздействие которых обусловлено особенностями речевого поведения говорящего: различные формы отказа от продолжения разговора ("Уходи отсюда, я не могу тебя больше видеть!" и т.п.); угроза ("Я сейчас все это твое шматье в окошко повыкидываю!" и т.п.); осознанное нарушение норм речевого этикета (например, употребление местоимения "ты" вместо "вы"); обозначение собеседника местоимением не 2-го, а 3-го лица. "Партнер по диалогу как бы демонстративно игнорируется, к нему относятся так, будто его нет".
3. Приемы, воздействие которых обусловлено стилистической окрашенностью языковых средств: употребление слов и выражений со сниженной и негативной окраской ("Ты привык жить в этом своем клоповнике целым кагалом" и т.п.); употребление эмоционально и стилистически окрашенных слов и выражений, не соответствующих общему стилю речи (например, использование слов "явиться" вместо "прийти", "не желать" вместо "не хотеть").
Ценность такого подхода к описанию проявлений вербальной агрессии - в выделении различных оснований для классификации, емком обобщении эмпирических наблюдений, привлечении обширного речевого материала.
Однако более целесообразным и методологически оправданным представляется рассмотрение выделенных типов высказываний в рамках жанрового подхода. Обоснование этого является, на наш взгляд, следующее: во-первых, подход к изучению вербальных проявлений агрессии с точки зрения теории речевых жанров расширяет круг аспектов исследования, позволяя рассматривать не только целенаправленную, инициативную речевую агрессию (как у М.Ю. Федосюка), но и поведенческую, инструментальную.
Во-вторых, этот подход позволять более четко и последовательно определить реальные коммуникативные условия и обстоятельства использования того или иного средства отрицательного речевого воздействия, его место среди проявлений вербальной агрессии. Так, многие из выделенных приемов могут использоваться одновременно в нескольких жанрах, отмеченных речевой агрессией.
Например, неоправданное обобщение случившегося может использоваться и в упреке, и в колкости, и во враждебном замечании. Отказ от продолжения разговора может выступать как форма враждебного замечания, категорического требования, грубого отказа. Использованием отрицательно оценочных существительных, слов со стилистически сниженной окраской и сознательным нарушением этикетных норм отмечены такие жанры, как оскорбление, угроза, враждебное замечание. С другой стороны, некоторые названные приемы (например, угроза) могут быть выделены в самостоятельные жанры.
Прочие статьи:
Кроссворды
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки. В строчках: 1. Действие, обратное у ...
Методические
рекомендации при изучении темы: «Орган слуха»
Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассматриваются в одном разделе, их анализ целесообразно разделить, потому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда прив ...
Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...