Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 11

Разновидностью упрека можно также считать обвинение. На это указывает косвенно толковый словарь С.И. Ожегова (см. выше), а непосредственно - учебное пособие И.Н. Горелова и К.Ф. Седова "Основы психолингвистики". В пользу возможности такого рассмотрения говорит и общие синтагматические связи слов "упрек" и "обвинение". Например, можно сказать "бросить упрек" и "бросить обвинение".

Отличительными признаками обвинения можно считать следующие:

1. "Сила негативной интенции, заложенной в высказывании": упрек - более мягкая, чем обвинение, форма проявления вербальной агрессии.

2. Направленность (характер адресности): обвинение чаще всего непосредственно направлено на объект и потому реализует открытую речевую агрессию. Упрек же может быть как явным, прямым, так и скрытым, косвенным - то есть проявлением как открытой, так и скрытой вербальной агрессии.

Образ говорящего.

В школьной речевой среде, по нашим наблюдениям, обвинение более характерно для речи учащихся, упрек - для речи учителей. Объяснением этого, вероятно, является тот факт, что вербальная агрессия школьников носит более наступательный и открытый характер, тогда как учителя менее склонны к вербальной агрессии, а также часто ее маскируют.

Насмешка (колкость)

Речевой жанр "колкость" выделяет К.Ф. Седов, определяя его как "комплимент со знаком минус", продиктованный "стремлением (часто не вполне осознанным) сказать собеседнику неприятное". Возможно, целесообразнее будет обозначить соответствующий такому определению речевой жанр как "насмешка", поскольку:

Следует отметить, что насмешка предполагает не просто преднамеренность и коммуникативную целенаправленность, но и искусность речевого воплощения, особую словесную изощренность. Этим она отличается от оскорбления. Поэтому, как справедливо указывает К.Ф. Седов, "в этом жанре большое значение имеет подтекст, намек".

Насмешка относится к оценочным речевым жанрам. Однако в некоторых ситуациях она может по форме напоминать этикетные (по классификации Т.В. Шмелевой) жанры: например, в ситуации, когда насмешка внешне строится как комплимент ("Какой ты у-умный!") или приветствие ("Здра-авствуйте, уважаемый!" - опоздавшему на урок; "А вот и они пожаловали!" - однокласснику, к которому относятся негативно).

Ссора

Бытовая ссора - один из наиболее распространенных и, одновременно, сложных, комплексных жанров (гипержанров), который является ярким отражением ситуации конфликтного взаимодействия индивидов и включает самые разные речевые жанры (жанроиды - в терминологии Горелова-Седова), где имеет место вербальная агрессия.

Участники ссоры почти всегда хорошо знакомые и равные в социальном отношении люди (родственники, друзья, одноклассники и т.п.). Именно социальная и психологическая близость коммуникантов предполагает соблюдение каждым из них определенных норм взаимодействия.

Конфликт, предшествующий ссоре, возникает тогда, когда, по мнению одного из собеседников, другой нарушает эти правила, которые очень часто являются субъективными, принятыми и соблюдаемыми в узкой речевой среде, в определенных ситуациях общения.

По структуре "классическая" ссора представляет собой чаще всего диалог, в котором происходит постоянная, хотя и не всегда быстрая и последовательная смена ролей говорящего и слушающего. Если же один из участников такого диалога по каким-то причинам претендует на доминирующую роль говорящего (чаще всего - "обвинителя"), то ссора приобретает монологический характер.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Организация внеучебной работы на факультете естественных наук КГУ
Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "К ...

Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР
Следующая задача нашего исследования – выделить комплекс игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В данном параграфе мы исследуем процесс социализации старших подростков в условиях кадетской школы на примере Кадетской школы-интерната г.Читы, расположенной по адресу: г.Чита, ул. 3-я Кооперативная.Также мы исследовали психическое состояние подростков: наличие тревожности, агрессии.В данном исслед ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru