Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 9

3. Наиболее редкий случай - когда грубый отказ адресован объекту, непосредственно не представленному в данной речевой ситуации. В подобном случае имеет место переадресованная просьба. Пример: "Петрова просит тебя дать ей карандаш." - "Петрова обойдется!"

Отказ подобного рода употребляется часто в ситуации, когда адресат, непосредственно не участвуя в общении, находится поблизости (например, за соседней партой) и слышит опосредованно обращенные к нему слова говорящего, который хорошо представляет себе расположение адресата в данный момент и осознает последствия собственных слов. Такой грубый отказ можно рассматривать как открытую инициативную непереходную вербальную агрессию.

Грубый отказ чаще всего строится как восклицательное предложение с отрицанием (употребление частицы "не"). Иногда употребляются отрицательные местоимения и наречия - "никогда", "нигде", "никто", "никакой", "никак" и др.

В речи школьников достаточно типично также употребление слов с отрицательно-оценочной семантикой для характеристики объектов отказа: "Ни за что не буду делать это дурацкое упражнение!"; "Никогда больше не приду на ваш идиотский урок!" и т.п. Кроме того, в целях усиления грубости отказа, школьники часто используют слова и выражения (в частности, стилистически сниженного, просторечного и арготического характера), заключающие в своем значении грубый отказ: "(ну) вот еще"; "(ну) конечно (прямо)"; "стану (буду) я" и т.п.

Употребление учащимися грубого отказа типично в сочетании с жанрами "оскорбление", "враждебное замечание", "насмешка", "грубое требование", например: "Такому дураку, как ты, я не дам никаких ручек, отстань от меня - надоел!"

Враждебное замечание

Как форма вербальной агрессии враждебное замечание выделено А. Бассом. Содержание такого замечания сводится, главным образом, к выражению негативной позиции по отношению к окружающим, реакции отвержения ("Не выношу тебя!"; "Твое присутствие мне противно!"; "Ты меня бесишь" и т.п.).

Таким образом, враждебное замечание является одной из возможных форм проявления открытой ярко выраженной переходной речевой агрессии, как целенаправленно-наступательного, так и реактивно-оборонительного характера.

Очевидно, что основная цель враждебного замечания - изменение самочувствия адресата путем высказывания негативных суждений прежде всего о его личности в целом, а также о его поступках, качествах и прочих манифестациях. На основании этого речевой жанр "враждебное замечание" целесообразно отнести к оценочным жанрам.

Важным жанрообразующим признаком враждебного замечания является также языковое воплощение - параметр, определяемый Т.В. Шмелевой как "спектр возможностей, лексических и грамматических ресурсов жанра", в котором "можно обозначить некоторые полюсы: клишированность / индивидуальность, минимальность максимальность словесного выражения". По этому параметру враждебное замечание отличается от других оценочных жанров. Так, враждебное замечание чаще всего функционирует в речи в форме предложения, а не отдельного слова (словосочетания), как, например, оскорбление.

Внешним показателем наличия речевой агрессии во враждебном замечании также является повышение тона голоса, вплоть до высшей отметки на "шкале интенсивности" ("крик"). По данным наших исследований, враждебные замечания, произносимые наиболее повышенным тоном, имеют место в случае защитной, ответной речевой агрессии и являются одним из наиболее распространенных и часто диагностируемых форм речевой агрессии учащихся.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР
Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исслед ...

Понятие познавательной активности детей дошкольного возраста
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Проблема развития познавательной активности дошкольников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает ...

Роль, место и функций специалистов начального профессионального образования
Администрация училище организовала курсовое обучение без отрыва от производства всего педагогического коллектива училище по современным педагогическим технологиям (отечественным и зарубежным) с акцентом на модульные технологии и методики, ориентированные на действия. Эти педагогические технологии а ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru