Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 12

Характеризуя тот или иной гипержанр, в том числе бытовую ссору, целесообразным представляется описывать не отдельные входящие в него жанры (например, оскорбление, угрозу, насмешку и т.д.), а целые речевые стратегии и внутрижанровые тактики, как это делает К.Ф. Седов. Так, он выделяет три стратегии речевого поведения в ситуации конфликта, которые бессознательно выбираются говорящим и соответствуют типу его языковой личности :

1. Инвективная - демонстрирует пониженную семиотичность: коммуникативные проявления здесь становятся отражением эмоционально-биологических реакций. Эмоциональный катарсис достигается преимущественно при помощи прямой вербальной агрессии.

2. Куртуазная - отличается повышенной степенью семиотичности речевого поведения, тяготением к этикетизации - стремлением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия. Психологическая разрядка достигается, главным образом, путем демонстрации обиды.

3. Рационально-эвристическая - опирается на рассудочность, здравомыслие, заставляющее проявлять негативные эмоции в непрямых, косвенных формах и достигать разрядки чаще всего через иронию (смеховой катарсис).

Если попытаться соотнести выделенные коммуникативные стратегии с рассмотренными выше уровнями речевого общения, то можно сказать, что инвективная стратегия в целом соответствует примитивному уровню; манипулятивная в ряде случаев используется на манипулятивном уровне общения; рационально-эвристическая приближается к конвенциональному уровню, но не достигает его, поскольку допускает проявления вербальной агрессии.

По данным констатирующего эксперимента, школьники используют в ссорах чаще всего инвективную стратегию; реже - рационально-эвристическую; очень редко - куртуазную, что, вероятно, объяснятся низкой степенью социализации у них вербальной агрессии и повышенной конфликтностью, свойственной данному возрасту.

Внутрижанровые тактики представляют собой "различные сюжетные ходы в разворачивании фабулы внутри жанра, объединяющие конкретные темы и достаточно обобщенные мотивы в целостное ритуальное действие". В ссоре можно выделить, по крайней мере, восемь таких тактик, большинство из которых строятся на использовании речевых жанров (субжанров), в которых, так или иначе, присутствует вербальная агрессия:

1. Тактика возмущения - применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.

2. Тактика насмешки - чаще всего строится на использовании иронии; возникает в любом повороте ссоры.

3. Тактика колкости - по семантике близка к насмешке, но в отличие от нее в большей степени строится на косвенном выражении интенции (намек, подтекст).

4. Тактика упрека - имеет место на любой стадии развития ссоры.

5. Тактика обвинения - рассматривается как разновидность упрека; отличие - в силе негативной интенции, заложенной в высказывании.

6. Тактика демонстрации обиды - напоминает 1 и 4, но отличается тем, что недовольство говорящего высказывается не по поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое считается оскорбительным.

7. Тактика оскорбления - возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление инвективной лексики - от зоосравнений до табуированных слов.

8. Тактика угрозы - возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.

Следует отметить отсутствие жесткого соотношения внутрижанровых тактик и речевых стратегий. Если же рассматривать их с точки зрения видов и форм проявления вербальной агрессии, то можно сказать, что инвективная личность, как правило, использует открытую и достаточно сильную вербальную агрессию в форме оскорблений, прямых угроз, грубых требований, враждебных замечаний и т.п. Куртуазная личность чаще демонстрирует более слабую речевую агрессию - скрытую, косвенную, иногда непереходную, которая может реализовываться в скрытом упреке, косвенном осуждении, враждебном намеке, реже - через насмешку. Рационально-эвристическая личность тяготеет преимущественно к открытой, но не очень сильной речевой агрессии, которая выражается чаще всего в насмешках.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...

Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических услов ...

Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru