Приведем некоторые примеры таких враждебных замечаний: "Да не знаешь ты ничего!" (перебивающий речь учителя выкрик школьника в адрес отвечающего в этот момент ненавидимого одноклассника - из записи XIII); "Чего он ко мне лезет?! Надоел!" (раздраженное восклицание ученика в адрес мешающего ему товарища по парте - из записи XVIII); "Ты меня достал!"; "Ты мне надоел!"; "Ты мне больше не друг!" (из сочинений школьников).
Как показывают наблюдения за изучаемой речевой средой, в некоторых ситуациях общения данный жанр может воплощаться в особых формах, таких как замечание-сравнение и замечание-намек. Отличительными признаками этих жанровых разновидностей являются, во-первых, меньшая частотность употребления в речи; во-вторых, особенности языкового воплощения; в-третьих, очевидная целенаправленность и преднамеренность ("намекать о том, с кем я не дружу, чтобы ему было неприятно" - из сочинения шестиклассника).
Во враждебном замечании, построенном на сравнении, вербальная агрессия проявляется не прямо, путем негативного суждения об объекте (как в обычном враждебном замечании), а опосредованно - через сопоставление одного относящегося к адресату (или как-то характеризующего его) предмета, качества, действия с другим - неприятным, обидным для адресата. Примеры таких обидных сравнений встречались в сочинениях учащихся: "Ты одеваешься, как первоклашка!"; "Пишешь, как курица лапой" и др.
Враждебный намек строится как высказывание, в котором не полностью высказанная агрессивная мысль может быть понята только по догадке. Причем характерной особенностью такого намека является то, что догадка очень проста, а потому сам намек весьма прозрачен: "Кое-кого в этом классе я ненавижу"; "Кто-то мне очень мешает!" (из сочинений шестиклассников) и др.
Как правило, частично вербализованные агрессивные мысли содержат негативное суждение об адресате или отрицательную оценку каких-то его действий, качеств, но не конкретные агрессивные намерения, что характерно для другого речевого жанра - угрозы. Сравним, например, следующие высказывания: "Кто-то меня очень бесит!" (враждебное замечание-намек) и "Кто-то сейчас получит!" (скрытая угроза).
Необходимо обратить внимание на то, что именно эти факторы позволяют рассматривать порицание как форму вербальной агрессии, поскольку не каждое осуждающее высказывание является агрессивным. Например, произнесенное ровным, спокойным тоном справедливое осуждение учителем объективно отрицательных действий ученика сложно считать речевой агрессией ("Ты мешаешь мне вести урок"; "Ты плохо выполнил задание" и т.п.).
Особенностями употребления порицаний школьниками являются, во-первых, частое использование сниженной, просторечной лексики. Например, порицания могут включать такие глаголы, как "обнаглел", "достал", "оборзел", "офонарел", "офигел", "крезанулся"; а также фразеологические сочетания из молодежного сленга, типа: "крыша поехала"; "слетел колпак"; "мозги расплавились". Во-вторых, в речи учащихся порицание сочетается с жанрами "оскорбление" и - реже - "угроза".
Структурно порицания состоят из обращения к партнеру (во втором лице; местоимения "ты", реже - "вы") или его называния в третьем лице и оценочного глагола или синтаксически цельного словосочетания. Часто - в форме риторического вопроса-восклицания ("Ты совсем офигел?!"). Иногда прямое обращение ("ты") может опускаться. По нашим наблюдениям, последнее часто имеет место в случае защитной речевой агрессии, когда ответное высказывание просто не успевает четко сформироваться в сознании говорящего.
Прочие статьи:
Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...
Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую
игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...
Психологические особенности подростка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое поло ...