Невербальные компоненты агрессивных высказываний

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Невербальные компоненты агрессивных высказываний

Страница 3

Исходные теоретические положения и первичные практические разработки для реализации данного подхода можно найти у К.Е. Изарда, в которой подробно описываются, объясняются и иллюстрируются выражения человеческого лица, сопровождающие эмоции гнева, отвращения и презрения.

Так, разгневанный человек, по Изарду, выглядит следующим образом: "мышцы лба сдвигаются внутрь и вниз, создавая нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объекте гнева. Ноздри расширяются, и крылья носа приподнимаются. Губы раздвигаются и оттягиваются назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы". Примеры - мимика учителя в ситуациях VIII, IX и др.; выражения лица ученика в ситуациях XIV, XVII, XVIII и др.

По нашим наблюдениям, эмоция гнева, как правило, является ведущей для таких вербальных проявлений агрессии, как угроза, защитное оскорбление, враждебное замечание, иногда - категорическое побуждение, грубый отказ.

Словесный портрет презирающего человека будет выглядеть примерно так: "бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята, как будто человек смотрит на кого-то сверху вниз. В то же время презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другим". Примеры - в ситуациях XI (мимика ученика), I (мимика учителя).

У человека, испытывающего отвращение, выражение лица такое, "как будто он подавился или сплевывает. Выражение отвращения включает также подтягивание верхней губы вверх и наморщивание носа, что создает впечатление, как будто глаза косят". Пример - мимика ученика в ситуации XIII.

Кроме того, как можно заметить при визуальном наблюдении за мимикой коммуникантов в ситуации вербальной агрессии, иногда имеют место намеренные мимические движения - кривляние, гримасы - чаще всего с целью досадить собеседнику, оскорбить, унизить его достоинство. Подобные ужимки, гримасы, по нашим данным, свойственны чаще всего дошкольникам и младшим школьникам, реже - учащимся средних классов, и бывают двух видов:

- оскорбляющие личность адресата в целом (например, высунутый язык);

- оскорбляющие адресата через осмеяние каких-либо недостатков его внешности (например, изображение косоглазия путем сдвигания глаз к переносице). Реальные примеры - дразнящие и враждебные гримасы учащихся в адрес одноклассников в ситуациях XIII и XV.

Особую роль в ситуации речевой агрессии играет также взгляд. Так, по движениям глаз коммуникантов иногда можно определить "агрессора" и "жертву" данной ситуации, выявить некоторые коммуникативные установки и намерения участников общения (захват доминирующей позиции, самозащита, повышение или подтверждение самооценки, желание избежать неприятного контакта, намерение "выяснить отношения" и т.п.), прогнозировать развитие речевой ситуации.

Отдельные наблюдения по данному вопросу можно найти у В.А. Лабунской, в частности, сопоставление особенностей зрительного контакта в случае конфронтации и в дружеской ситуации общения. Так, если партнеры-соперники предпочитают сидеть точно напротив друг друга и "держать зрительный контакт", то в приятельской беседе взгляд обоих коммуникантов "как бы скользит по диагонали" , нет жесткого контроля над выражением лица, взгляд более подвижен.

По нашим наблюдениям, человек, стремящийся занять доминирующую позицию и прибегающий для этого к открытой речевой агрессии, четко и относительно неподвижно фиксирует свой взгляд на адресате (ср. выражения "убить взглядом", "испепеляющий взгляд"), старается смотреть прямо в глаза собеседнику, как бы "поймать" его ускользающий взгляд. Яркий пример - в ситуации VI (учитель смотрит на ученика, требуя пересесть на последнюю парту).

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиб ...

Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенк ...

Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru