Если имеет место скрытая или защитная вербальная агрессия, то говорящий часто отводит взгляд, опуская глаза, фиксируя его на каком-то произвольно выбранном объекте или постоянно разглядывая окружающие предметы, старается не встречаться глазами с собеседником (или "жертвой" - если это разные люди). Примеры - ситуации VII (взгляд ученика, препирающегося с учителем по поводу фальшивых карточек); XI (взгляд девочки, подвергшейся словесным нападкам одноклассника); XIII (взгляд мальчика, вызванного к доске ко всеобщему неудовольствию класса).
Наиболее доступными в плане непосредственного наблюдения и фиксации из всего комплекса невербальных компонентов агрессивных высказываний являются фонационные особенности речи.
Прежде всего, обращает на себя внимание изменение силы голоса в речевой ситуации, отмеченной проявлениями вербальной агрессии. Обычно сила голоса возрастает, но иногда сильное эмоциональное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса. Например, можно говорить шипящим от ярости голосом (неосознанное изменение силы голоса) или угрожающе шептать для устрашения адресата (целенаправленное изменение силы голоса).
Прочие статьи:
Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности
педагога
Воспитательная деятельность имеет ряд функционально-деятельностных характеристик. Среди них можно выделить цели, приоритеты, функции воспитательной деятельности, ее психологические особенности. Цели воспитательной деятельности педагога В исследованиях последних лет подчеркивается, что вопрос о цели ...
Социальное партнерство ДОУ и других общественных институтов социума
· в сфере образования развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности; поддержание и улучшение качества образования на основе создания единого механизма обеспечения ...
Выбор профессии
"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А. "Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" Однако отмечается, что выбор, направленный на построение проф ...