Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 2

О.Б. Сиротинина рассматривает специфику речи учителя как представителя профессии повышенной речевой ответственности, особо подчеркивая, что речь учителя, особенно словесника, должна быть образцовой не только с точки зрения соблюдения в ней норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Не случайно в связи с этим в качестве требования к речи учителя выделяется понятие “речевая этика” , которое предполагает, в частности, "употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных), воспроизведение (акцептование мыслей учащихся, в том числе, цитирование) слов ученика, собственных объяснений (с их уточнением и дополнением) темы и целей урока".

Чтобы предупредить в речи учителя проявления агрессии, вызванные нарушением речевых и поведенческих этикетных норм, "помочь участникам общения избежать конфронтации, противостояния, создать в классе благоприятный психологический климат", О.М. Казарцева предлагает ввести следующую "систему запретов" в педагогической речи: запреты на тон - обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой, сюсюкающий; запреты на слова и выражения - грубые, оскорбляющие, насмешливые; запреты на жесты, мимику - устрашающие, обидные, некрасивые; запреты на голос - бубнящий, неразборчивый, заискивающий, сиплый.

Итак, речевой этикет помогает осуществлять контроль над вербальной агрессией в процессе педагогического общения. Овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции учителя. Очевидно, что коммуникативно-целесообразная речь учителя не допускает грубости, бестактности. Поэтому обучение целенаправленному и грамотному использованию речевого этикета является одним из важнейших аспектов профессиональной подготовки учителей средней общеобразовательной школы.

Овладение основными коммуникативными тактиками и приемами гармонизирующего педагогического диалога в целях предотвращения вербальной агрессии в процессе педагогического общения

При разработке данного направления коррекционно-профилактической работы мы опирались на концепцию гармонизирующего педагогического диалога А.К. Михальской, в которой:

1. "Синтезирующая" категория диалога как "образца расположительной беседы" "отражает принципиальное предпочтение субъект-субъектной модели познания и общения - модели субъект-объектной, монологической, авторитарной" и рассматривается в его "эвристической (направленной на обретение знания), смысловой, гармонизирующей (основанной на категории любви) ипостаси".

2. Категория гармонизирующего диалога приобретает значение "общего определения, принципа организации эффективного педагогического общения, условия реального приближения к педагогике сотрудничества". (50, С.292)

3. Эффективность речевого общения рассматривается как "мера гармонизирующего взаимодействия между его участниками, в равной степени активными и "полноправными", вне зависимости от той роли (говорящего или адресата), которую они выполняют в каждый данный момент этого процесса".

4. Основной принцип речевого педагогического идеала понимается как "принцип сотрудничества, принцип кооперации", который в процессе педагогического общения реализуется в педагогико-риторическом идеале, главной категорией которого является "бесконфликтность".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Методическая разработка урока с применением информационных и коммуникационных технологии
А) План – конспект урока технологии. Тема: Классификация волокон. Цели: Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией волокон; дать сведения о процессах прядения и ткачества; ознакомить с простыми ткацкими переплетениями. Развивающие: развивать творческое мышление, навыки при работе с инстр ...

Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...

Роль культурно досуговой деятельности в обучении иностранному языку
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид актив-ности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле-ние об отдыхе формируется как о деятельности, ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru