- шутка не должна нарушать общую тональность общения, диссонировать с настроением, психологическим состоянием класса;
- содержанием шутки должно быть юмористическое переосмысление какого-то явления, события, но не характеристика какого-то лица (отдельного ученика);
- содержание шутки и ее направленность (речевое воздействие) не должно вызывать отрицательных эмоций и чувств у адресата - обиды, раздражения и т.п.;
- лучше, если шутка будет адресована всему классу, а не отдельному ученику, поскольку, в силу возрастных особенностей подросток может негативно воспринять даже самое безобидное высказывание, если оно как-то выделяет его из группы (обостренное чувство собственного достоинства, повышенная ранимость, потребность в защите);
- шутка должна быть действительно смешной, в противном случае она вызовет у детей лишь разочарование или даже раздражение, поскольку будет иметь прямо противоположное воздействие - дистанцировать говорящего от адресата в связи с отсутствием взаимопонимания.
Особую роль в успешном осуществлении коррекционно-профилактической работы должен занимать также самоанализ учителем проведенного урока, ведение заметок, в которых педагог оценивает собственные ошибки в организации не только учебного, но и воспитательного процесса.
Так, учителю необходимо вести систематическую работу по выявлению недостатков в организации своей коммуникативной деятельности и деятельности учащихся, которые могут провоцировать вербальную агрессию на уроке (например, недостаточная вежливость обращений; отсутствие извинений за ошибку, несправедливую оценку и т.п.).
Рассматривая овладение тактиками и приемами гармонизирующего диалога как необходимое условие для предотвращения вербальной агрессии в педагогическом общении, необходимо особо выделить те речевые жанры, которые условно были нами обозначены как "противоположные" агрессивным и использование которых позволяет учителю предотвратить или устранить речевую агрессию на уроке.
Поскольку в задачи настоящей работы не входит подробное описание и классификация таких жанров (это могло бы стать предметом самостоятельного исследования), ограничимся лишь их перечислением и указанием наиболее общих особенностей, которые определяют позитивную, "объединяющую" функцию подобных типов высказываний. В аспекте изучаемой проблемы представляется целесообразным рассмотрение этих речевых жанров в оппозиции с жанрами, так или иначе связанными с проявлениями вербальной агрессии:
1. Вежливое предупреждение (напоминание) - в отличие от угрозы предполагает обязательное использование речевых этикетных средств ("извините", "позвольте", "разрешите", "пожалуйста" и пр.) и не имеет в своем содержании указаний на негативные последствия для адресата ("Пожалуйста, не забудьте сдать тетради"; "Аналогичное задание будет в контрольной работе, поэтому, пожалуйста, отнеситесь внимательно к его выполнению." и т.п.).
2. Вежливая просьба - побудительное речевое действие, но неповелительного характера, как речевой жанр может рассматриваться как оппозиция приказу (категорическому побуждению) - повелительному речевому действию. Просьба и приказ различаются на основании следующих признаков: интонация (строгий, повелительный тон / мягкий, просительный тон); обязательность выполнения (обязательно выполняется / не обязательно); использование средств речевого этикета - "вежливых слов" (употребляются / не употребляются).
Прочие статьи:
Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...
Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с ...
Работа в школах
В городе Фролово Иван Дмитриевич работал в школах имени Н.К.Крупской, имени А.С.Макаренко и позже в музыкальной школе преподавал хоровое пение, предварительно закончив учебу в музыкальном училище города Волгограда, куда поступил учиться в свои 50 лет. В нашем Фроловском районе была традиция ежегодн ...