Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 7

- шутка не должна нарушать общую тональность общения, диссонировать с настроением, психологическим состоянием класса;

- содержанием шутки должно быть юмористическое переосмысление какого-то явления, события, но не характеристика какого-то лица (отдельного ученика);

- содержание шутки и ее направленность (речевое воздействие) не должно вызывать отрицательных эмоций и чувств у адресата - обиды, раздражения и т.п.;

- лучше, если шутка будет адресована всему классу, а не отдельному ученику, поскольку, в силу возрастных особенностей подросток может негативно воспринять даже самое безобидное высказывание, если оно как-то выделяет его из группы (обостренное чувство собственного достоинства, повышенная ранимость, потребность в защите);

- шутка должна быть действительно смешной, в противном случае она вызовет у детей лишь разочарование или даже раздражение, поскольку будет иметь прямо противоположное воздействие - дистанцировать говорящего от адресата в связи с отсутствием взаимопонимания.

Особую роль в успешном осуществлении коррекционно-профилактической работы должен занимать также самоанализ учителем проведенного урока, ведение заметок, в которых педагог оценивает собственные ошибки в организации не только учебного, но и воспитательного процесса.

Так, учителю необходимо вести систематическую работу по выявлению недостатков в организации своей коммуникативной деятельности и деятельности учащихся, которые могут провоцировать вербальную агрессию на уроке (например, недостаточная вежливость обращений; отсутствие извинений за ошибку, несправедливую оценку и т.п.).

Рассматривая овладение тактиками и приемами гармонизирующего диалога как необходимое условие для предотвращения вербальной агрессии в педагогическом общении, необходимо особо выделить те речевые жанры, которые условно были нами обозначены как "противоположные" агрессивным и использование которых позволяет учителю предотвратить или устранить речевую агрессию на уроке.

Поскольку в задачи настоящей работы не входит подробное описание и классификация таких жанров (это могло бы стать предметом самостоятельного исследования), ограничимся лишь их перечислением и указанием наиболее общих особенностей, которые определяют позитивную, "объединяющую" функцию подобных типов высказываний. В аспекте изучаемой проблемы представляется целесообразным рассмотрение этих речевых жанров в оппозиции с жанрами, так или иначе связанными с проявлениями вербальной агрессии:

1. Вежливое предупреждение (напоминание) - в отличие от угрозы предполагает обязательное использование речевых этикетных средств ("извините", "позвольте", "разрешите", "пожалуйста" и пр.) и не имеет в своем содержании указаний на негативные последствия для адресата ("Пожалуйста, не забудьте сдать тетради"; "Аналогичное задание будет в контрольной работе, поэтому, пожалуйста, отнеситесь внимательно к его выполнению." и т.п.).

2. Вежливая просьба - побудительное речевое действие, но неповелительного характера, как речевой жанр может рассматриваться как оппозиция приказу (категорическому побуждению) - повелительному речевому действию. Просьба и приказ различаются на основании следующих признаков: интонация (строгий, повелительный тон / мягкий, просительный тон); обязательность выполнения (обязательно выполняется / не обязательно); использование средств речевого этикета - "вежливых слов" (употребляются / не употребляются).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Невербальные компоненты агрессивных высказываний
Системный подход к исследованию жанров, связанных с явлением речевой агрессии, предполагает анализ целого комплекса невербальных компонентов агрессивных высказываний. Основанием для этого является то, что эти компоненты в значительной степени определяют особенности функционирования вербальных прояв ...

Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков словообразования у детей с ОНР
Организация исследования и описание методик Задание №1. "Кто у кого?" Это тестовое задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка ...

Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru