Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 5

Другой пример - призыв учителя к тишине в форме приказа и напоминание о пройденном в форме замечания-порицания из речевой ситуации V (текст - см. Приложение 1). Здесь налицо открытая речевая агрессия учителя при явной избыточности речевых средств для достижения поставленных коммуникативных задач. Так, вместо напоминания о прошлых неудачах и упреков учителю достаточно было бы просто выразить надежду на то, что этот урок пройдет лучше предыдущего, чтобы это действительно произошло.

При этом очень важно, чтобы положительные оценочные высказывания были разнообразными по форме. Во-первых, таким образом проявляется искренность отношения учителя, взявшего на себя труд обойтись без шаблонной фразы. Во-вторых, разнообразие положительных оценок реализует индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом его личностных особенностей и предпочтений. В-третьих, подобный подход является одним из способов привлечения внимания, что позволяет поддерживать интерес учащихся не только к данному одобрительному высказыванию учителя, но и ко всему предмету его речи в целом.

Последнее положение подтверждает также методический опыт В.Ф. Шаталова: "Пусть каждый раз поощряющая фраза будет неожиданной и нестандартной . А ведь сплошь и рядом ученик слышит одни и те же слова: "Молодец", "Хорошо". Слова-то правильные, да уж больно однообразные, а потому скучные. Стоит ли удивляться, что ребенок на них перестает реагировать? Да он их, возможно, даже и вовсе перестает замечать".

Формами положительных оценочных высказываний может и должно являться не только традиционное выражение похвалы, поощрения (типа "Молодец!", "Умница!"), но и:

- обращение к прошлым успехам учащихся (например, "В прошлый раз вы отлично поработали!");

- выражения согласия, одобрения, благодарности, поддержки мнения, действия, начинания ученика (например, "Мне нравится, как ты выполнил это задание"; "Полностью разделяю твое мнение"; "Спасибо за интересный вопрос");

- цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов учащихся и т.п. Е.В. Коротаева предлагает даже завести "Словарик добрых слов и выражений"

Таким образом, формальное и содержательное разнообразие позитивных оценочных высказываний способствует установлению более тесного коммуникативного и эмоционального контакта между учителем и учащимися, тем самым препятствуя проявлению вербальной агрессии в процессе педагогического общения. Порицание же должно быть хорошо продумано, поскольку, как отмечает А.К. Михальская, "в этой системе оно понимается как сильное средство воздействия, неуместное или несвоевременное применение которого может нарушить с трудом завоеванную гармонию" и вызвать проявления речевой агрессии (чаще всего, по нашим данным, в форме враждебных замечаний, агрессивных протестов, грубых отказов) со стороны учащихся.

Создание на уроке атмосферы доброжелательности и взаимоуважения, грамотное использование поощрений, похвалы как средство предотвращения речевой агрессии учащихся назвали в своих анкетах около 30% всех опрошенных учителей, что свидетельствует об очевидной эффективности данного способа ограничения агрессии в речи учащихся.

3. "Тактика вовлечения", основанная на демонстрации доброжелательного отношения располагает следующими интересующими нас приемами:

- прием громкого проговаривания учителем (для всего класса) робких, тихих, неуверенных первых правильных ответов ученика, которым учитель не только демонстрирует доброжелательность и дает положительную оценку ответа, но и "изменяет статус ученика в группе, сообщая его речи авторитет собственного, учительского слово". Цель учителя здесь - поиск "особых, добрых стимулов" , которые раскрепощают ученика, побуждая смело высказывать свою точку зрения, предлагать неожиданные решения, выражать сомнения и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы при обучениинемецкому языку
И.Л. Бим дает понятие коммуникативной компетенции: « под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/пр ...

Экологическое образование дошкольников в современном дошкольном учебном заведении
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время находится в стадии становления. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциаль ...

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru