Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 6

- Использование высказываний, подчеркивающих "совместность учебного поиска" , выражающих приглашение к совместному действию: "выполним упражнение", "откроем тетради", "давайте посмотрим на доску" и т.п. Кроме того, данный прием предполагает обращение к "социальному воображению", т.е. к оценке высказывания с точки зрения самих учащихся, поиску контраргументов путем постановки вопросов и ответов на них самим учителем в ходе объяснения учебного материала ("но вы скажете ."; "однако вы можете мне возразить, что ."; "но у вас может возникнуть вопрос…" и т.п.).

Грамотное и методически обоснованное использование этого приема учебного диалога также помогает преодолеть прескриптивный барьер общения учителя с учащимися и тем самым предотвратить возможные проявления вербальной агрессии, поскольку таким образом частично устраняется возможность возникновения конфликтной ситуации, столкновения мнений.

Кроме того, данный прием дает возможность учителю продемонстрировать осознание уровня сложности учебного материала, понимание возможных сомнений ученика, трудностей, которые могут возникнуть в процессе усвоения материала классом. Это тоже способствует укреплению эмоциональных связей учителя и учащихся и тем самым профилактике речевой агрессии в общении между ними.

Подтверждением этого положения может служить пример обращения учителя к классу из диктофонных записей IV (текст - см. в Приложении 1), в котором “противоположное” описанному высказывание учителя провоцирует ответную речевую агрессию учащихся, тогда как обращение типа "Давайте откроем тетради и вместе сделаем работу над типичными ошибками" передает то же содержание, но с позитивной коммуникативной установкой на продуктивную учебную деятельность.

4. Тактика координации, предполагающая, в частности, контроль соотношения речи и молчания на уроке. "Рабочая тишина" здесь понимается как "результат подлинной доброты и гуманности взаимоотношений" и противопоставляется т.н. "рабочему шуму", иногда допускаемому и даже поощряемому некоторыми педагогами.

Применительно к исследуемой проблеме подобное требование представляется очень важным, поскольку, с одной стороны, фоновый шум в классе является одной из психологических предпосылок проявления речевой агрессии учащихся на уроке, так как он физически утомляет детей и тем самым провоцирует создание "раздражающей" ситуации. С другой стороны, устранение посторонних разговоров на уроке исключает навязывание мнений, выводов и тем самым ликвидирует почву для возникновения ненужных противоречий, которые также могут привести участников диалога к вербальной агрессии.

5. Шутка, юмор. Использование этого приема для предотвращения и устранения вербальной агрессии школьников отмечено в анкетах 11% опрошенных нами учителей и 8% работ студентов и имеет четкое психологическое обоснование: юмор и вызываемый им смех не совместимы с открытой агрессией. "Вызывающие смех комментарии или действия зачастую . просто "снимают" гнев у других".

Однако необходимо заметить, что педагогическая шутка - весьма сложный прием, требующий от учителя высокого уровня речевой подготовки. Так, согласно теории несовместимых реакций, шутки неприязненного и оскорбительного содержания могут вызывать чувства и настроения, совместимые с агрессией и, как следствие, провоцировать ответную речевую агрессию. На этом основании можно выделить следующие требования к педагогической шутке:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...

Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления. Например: 1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. 2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь: *** - **=1 Близк ...

Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми
Дидактические основы детской логопедии. Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики) объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства. В современной пе ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru