– разработано и внедрено в педагогический процесс пособие «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (фортепиано)», предназначенное для студентов-пианистов 1 курса;
– разработан дидактический материал по освоению содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений, соответствующий их возрастным особенностям, основанный на проблемных методах обучения с применением средств мультимедиа; сформирована видеотека.
Достоверность результатов и обоснованность выводов
исследования обеспечены комплексной теоретико-методологической проработкой проблемы, адекватной цели, задачам и объекту исследования, подтверждены данными опытно-поисковой работы.
Апробация результатов исследованияосуществлялась в естественных условиях учебного процесса в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами Озёрского колледжа искусств (г. Озёрск, Челябинская область). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Томске, Магнитогорске. Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ГОУ СПО «Озёрский колледж искусств». Отдельные компоненты методики применяются на фортепианных отделениях в ДШИ г. Железногорск (Красноярский край) и г. Карабаш (Челябинская область).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для эффективного освоения содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений целесообразно придерживаться следующей наиболее обобщённой периодизации, отражающей структуру названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано; период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.
2. Методика преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений состоит из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.
3. Педагогическими условиями реализации данной методики последовательно выступают: опора на непосредственные художественные впечатления; формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи; освоение студентами принципа историзма; активные и интерактивные формы проведения занятий; возрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.
4. Критериями освоенности студентами знаний по истории фортепианного исполнительства являются: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением, в собственной исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.
Прочие статьи:
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 – 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – п ...
Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого
С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды. И до Шацкого эта проблема вызывала пристальное внимание передовых мыслителей. В частности, большой интерес к ней проявляли К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Изучением влияния сред ...
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным. Хотя в реальном а ...