История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 7

«Знание — кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и неявное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное» (С.А. Лебедев). Знания формируют взгляд на мир, меняют отношение к нему, поднимают обучаемого на новый уровень психического развития. Научное знание характеризуется системностью, базируется на теоретических формах отражения мира и может быть передано путем организованного целенаправленного обучения. Учебное знание является адаптированной формой научного знания и составляет содержание учебной дисциплины (В.И. Гинецинский). В результате освоения свода знаний по истории фортепианного исполнительства у студентов должны быть сформированы такие профессиональные качества как историчность мышления, стилистическая грамотность, способность к профессионально обоснованным оценкам явлений исполнительского искусства.

Историзм мышления составляет теоретический фундамент исполнительской культуры музыканта. В его формировании значительную роль играют периодизация истории исполнительства, системное рассмотрение исполнительского искусства в широком историко-культурном контексте, что позволяет не только обнаружить закономерности развития этого вида художественного творчества, но и наглядно представить характерные особенности каждого этапа его эволюции. Для создания периодизации, основанной на этом принципе, необходим, по определению С.Х. Раппопорта, «комплекс обуславливающих систем» по которым она выстраивается. Для истории фортепианного исполнительства элементами этого комплекса станут: специфика художественной эпохи, статус и миссия исполнителя, основные принципы и цель его обучения, доминирующая трактовка инструмента и его конструктивные особенности. Освоение данных элементов становится основой для формирования стилистической грамотности студентов. Определяя доминирующую трактовку инструмента в ту или иную эпоху, мы опираемся на концепцию трёх тенденций в инструментальном искусстве (Б.Б. Бородин). В ней выделяются: тенденция к относительной инструментальной нейтральности; центростремительная тенденция, связанная с раскрытием имманентной природы инструмента; центробежная тенденция, берущая в качестве образцов явления различной инструментальной и неинструментальной природы.

Клавирный период является для фортепианного исполнительства предысторией, однако он важен, т.к. именно в это время были созданы произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо, Д. Скарлатти, ставшие впоследствии неотъемлемой частью репертуара пианистов. Особенности клавирного периода определяются эстетикой Барокко, относящегося к художественным эпохам аклассического типа (Г. Вёльфлин), воплощающим мир в процессе его становления. Отличительными признаками произведений клавирного периода являются: полифонический склад, «единство аффекта» и «террасообразная» динамика. Основная фигура эпохи – «универсальный музыкант», выполняющий обширный круг обязанностей (композиция, исполнительство на различных инструментах, преподавание). Поэтому воспитание музыканта предполагало комплексность: одновременное обучение навыкам импровизации, композиции, исполнительства и освоение теоретических знаний. В клавирный период преобладает тенденция к инструментальной нейтральности, что связано с преимущественно полифоническим типом мышления.

Период перехода от клавира к фортепиано занял 60-80-е гг. XVIII столетия. Хронологически он частично совпадает с «веком Просвещения», художественным течением сентиментализма и с формированием венской классической школы. В этот период преобладает гомофонно-гармоническое мышление, чёткое разграничение фактурных планов; статус исполнителя и трактовка инструмента носят переходный характер, не предполагающий полного обособления исполнительской деятельности; в педагогической практике сохраняются традиции универсализма. Конструкция фортепиано в это время ещё не стабилизировалась. В фактуре сочинений отмечаются приёмы, заимствованные из клавирной практики (ручная педаль), преобладает тесное расположение гармонических фигураций. Демпферный механизм (правая педаль) используется в качестве дополнительного выразительного средства.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Методы и приёмы развития музыкально–ритмических способностей
декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на э ...

Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...

Проблемы реализации правового воспитания в школе
Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, пред ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru