История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 9

Предлагаемая периодизация образует структуру учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства». Неоднородность её содержательного наполнения диктует необходимость отдельного рассмотрения проблемы освоения знаний. Методы освоения содержания дисциплины включают в себя разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю обучаемого. В педагогике искусства значительную роль играют перцептивные, эмпирические и интуитивные виды знания, связанные с суггестивными методами воздействия на обучающегося. К таким методам относится метод, традиционно используемый при обучении иностранному языку, – «погружение» в языковую среду. При изучении истории фортепианного исполнительства он модифицируется в метод «погружения» в культуру (А.А. Остапенко). Нами дается следующее рабочее определение этого метода: метод «погружения» применительно к изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства» предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую память обучающихся в процессе восприятия ими произведений различных видов искусства (музыки, архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи. Цель метода – создание у студентов целостной картины исторического процесса в искусстве, формирование их стилистической грамотности, необходимой для оценки и исполнения музыкальных произведений различных эпох.

Огромное значение в процессе освоения знаний принадлежит личности учащегося. Влияния среды, общества, родителей, учителей – это внешние факторы развития личности. Природные склонности и влечения, чувства и переживания, которые возникают под влиянием внешних обстоятельств, и генетический компонент относятся к факторам внутренним. Освоение знаний является результатом взаимодействия этих двух факторов – внешнего и внутреннего, и в случае недостаточности одного из них может пострадать весь процесс развития индивида. Поэтому преподавателю необходимо учитывать не только фенотип учащегося, но и его возрастную специфику. Наиболее соответствующими особенностям возраста студента ССУЗа будут, прежде всего, проблемные методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), которые обеспечивают его определенную самостоятельность, столь желанную в этом возрасте. В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации: репродуктивный (понимание, узнавание, воспроизведение) и продуктивный (применение, творчество). Предлагаемая методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов колледжей искусств подразумевает последовательный переход от репродуктивного к продуктивному уровню освоения содержания дисциплины. Центральное место в этом переходе занимает метод «погружения». Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся (И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева). Но в восприятии искусства не меньшую роль играет их эмоциональная отзывчивость, предшествующая рефлективной стадии, на которой происходит усмотрение наиболее существенных черт общности в разных видах искусства. Далее включается процесс запечатления и запоминания учащимися выделенных свойств и отношений, в их сознании создается система ассоциативных связей, объединяющая разнородные явления. Затем воспринятые и понятые субъектом свойства и отношения становятся частью личного интеллектуально-эмоционального опыта, который позволяет учащемуся свободно оперировать полученными знаниями на продуктивном уровне. Динамика данного процесса нашла свое выражение в намеченной стратегии реализации предлагаемой методики. В ней были обозначены три этапа: мотивационный, направленный на осознание студентами дисциплины «История фортепианного исполнительства» как важнейшего компонента их профессионального образования; развивающий, нацеленный на комплексное изучение каждого из периодов этой истории в контексте смежных видов искусства; обобщающий, ориентированный на выработку у студентов научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства и на применение полученных знаний в исполнительской практике.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки
Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки и поведения связанна с выяснением того как соотносятся данные чел-ку с рождения особ-ти организма и генетич-ки обуслов-ые законы его созреввания с возмож-ми раз-ия, обучения, вос-ия, приобретения ЗУНов. Ученые признают, что психика и по ...

Изучение мотивации педагогической деятельности учителей начальных классов
При проведении исследования мы опирались на методику «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана). Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе и профессионально-педагогической деятельности. В основу положена к ...

Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков словообразования у детей с ОНР
Организация исследования и описание методик Задание №1. "Кто у кого?" Это тестовое задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru