История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 9

Предлагаемая периодизация образует структуру учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства». Неоднородность её содержательного наполнения диктует необходимость отдельного рассмотрения проблемы освоения знаний. Методы освоения содержания дисциплины включают в себя разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю обучаемого. В педагогике искусства значительную роль играют перцептивные, эмпирические и интуитивные виды знания, связанные с суггестивными методами воздействия на обучающегося. К таким методам относится метод, традиционно используемый при обучении иностранному языку, – «погружение» в языковую среду. При изучении истории фортепианного исполнительства он модифицируется в метод «погружения» в культуру (А.А. Остапенко). Нами дается следующее рабочее определение этого метода: метод «погружения» применительно к изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства» предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую память обучающихся в процессе восприятия ими произведений различных видов искусства (музыки, архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи. Цель метода – создание у студентов целостной картины исторического процесса в искусстве, формирование их стилистической грамотности, необходимой для оценки и исполнения музыкальных произведений различных эпох.

Огромное значение в процессе освоения знаний принадлежит личности учащегося. Влияния среды, общества, родителей, учителей – это внешние факторы развития личности. Природные склонности и влечения, чувства и переживания, которые возникают под влиянием внешних обстоятельств, и генетический компонент относятся к факторам внутренним. Освоение знаний является результатом взаимодействия этих двух факторов – внешнего и внутреннего, и в случае недостаточности одного из них может пострадать весь процесс развития индивида. Поэтому преподавателю необходимо учитывать не только фенотип учащегося, но и его возрастную специфику. Наиболее соответствующими особенностям возраста студента ССУЗа будут, прежде всего, проблемные методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), которые обеспечивают его определенную самостоятельность, столь желанную в этом возрасте. В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации: репродуктивный (понимание, узнавание, воспроизведение) и продуктивный (применение, творчество). Предлагаемая методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов колледжей искусств подразумевает последовательный переход от репродуктивного к продуктивному уровню освоения содержания дисциплины. Центральное место в этом переходе занимает метод «погружения». Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся (И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева). Но в восприятии искусства не меньшую роль играет их эмоциональная отзывчивость, предшествующая рефлективной стадии, на которой происходит усмотрение наиболее существенных черт общности в разных видах искусства. Далее включается процесс запечатления и запоминания учащимися выделенных свойств и отношений, в их сознании создается система ассоциативных связей, объединяющая разнородные явления. Затем воспринятые и понятые субъектом свойства и отношения становятся частью личного интеллектуально-эмоционального опыта, который позволяет учащемуся свободно оперировать полученными знаниями на продуктивном уровне. Динамика данного процесса нашла свое выражение в намеченной стратегии реализации предлагаемой методики. В ней были обозначены три этапа: мотивационный, направленный на осознание студентами дисциплины «История фортепианного исполнительства» как важнейшего компонента их профессионального образования; развивающий, нацеленный на комплексное изучение каждого из периодов этой истории в контексте смежных видов искусства; обобщающий, ориентированный на выработку у студентов научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства и на применение полученных знаний в исполнительской практике.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей
Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации. Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой ...

Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления. Например: 1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. 2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь: *** - **=1 Близк ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru