История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 9

Предлагаемая периодизация образует структуру учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства». Неоднородность её содержательного наполнения диктует необходимость отдельного рассмотрения проблемы освоения знаний. Методы освоения содержания дисциплины включают в себя разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю обучаемого. В педагогике искусства значительную роль играют перцептивные, эмпирические и интуитивные виды знания, связанные с суггестивными методами воздействия на обучающегося. К таким методам относится метод, традиционно используемый при обучении иностранному языку, – «погружение» в языковую среду. При изучении истории фортепианного исполнительства он модифицируется в метод «погружения» в культуру (А.А. Остапенко). Нами дается следующее рабочее определение этого метода: метод «погружения» применительно к изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства» предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую память обучающихся в процессе восприятия ими произведений различных видов искусства (музыки, архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи. Цель метода – создание у студентов целостной картины исторического процесса в искусстве, формирование их стилистической грамотности, необходимой для оценки и исполнения музыкальных произведений различных эпох.

Огромное значение в процессе освоения знаний принадлежит личности учащегося. Влияния среды, общества, родителей, учителей – это внешние факторы развития личности. Природные склонности и влечения, чувства и переживания, которые возникают под влиянием внешних обстоятельств, и генетический компонент относятся к факторам внутренним. Освоение знаний является результатом взаимодействия этих двух факторов – внешнего и внутреннего, и в случае недостаточности одного из них может пострадать весь процесс развития индивида. Поэтому преподавателю необходимо учитывать не только фенотип учащегося, но и его возрастную специфику. Наиболее соответствующими особенностям возраста студента ССУЗа будут, прежде всего, проблемные методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), которые обеспечивают его определенную самостоятельность, столь желанную в этом возрасте. В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации: репродуктивный (понимание, узнавание, воспроизведение) и продуктивный (применение, творчество). Предлагаемая методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов колледжей искусств подразумевает последовательный переход от репродуктивного к продуктивному уровню освоения содержания дисциплины. Центральное место в этом переходе занимает метод «погружения». Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся (И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева). Но в восприятии искусства не меньшую роль играет их эмоциональная отзывчивость, предшествующая рефлективной стадии, на которой происходит усмотрение наиболее существенных черт общности в разных видах искусства. Далее включается процесс запечатления и запоминания учащимися выделенных свойств и отношений, в их сознании создается система ассоциативных связей, объединяющая разнородные явления. Затем воспринятые и понятые субъектом свойства и отношения становятся частью личного интеллектуально-эмоционального опыта, который позволяет учащемуся свободно оперировать полученными знаниями на продуктивном уровне. Динамика данного процесса нашла свое выражение в намеченной стратегии реализации предлагаемой методики. В ней были обозначены три этапа: мотивационный, направленный на осознание студентами дисциплины «История фортепианного исполнительства» как важнейшего компонента их профессионального образования; развивающий, нацеленный на комплексное изучение каждого из периодов этой истории в контексте смежных видов искусства; обобщающий, ориентированный на выработку у студентов научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства и на применение полученных знаний в исполнительской практике.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания. «Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явле ...

Педагогика XXI века: какой ей быть в России
После распада Советского союза на образование стали уделять мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовала механизации. Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уде ...

Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru