История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 10

Для каждого из этапов были выбраны принципы, методы, приемы, формы и средства, адекватные целям и задачам этих этапов. Для мотивационного этапа, имеющего своей целью адаптацию студентов к профессиональной деятельности, наиболее целесообразными представляются: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Для этого этапа были намечены межпредметные контакты с классом специального инструмента. Специфика развивающего этапа предполагает: принцип комплексности, осуществляемый с помощью метода «погружения», дающего возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, приёмов аналогии и ассоциации, форм бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Межпредметные связи данного этапа представлены такими дисциплинами как «Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Обобщающий этап требует опоры на принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций, музыкально-поэтических вечеров. Поэтому межпредметные связи здесь должны осуществляться и с классом специального инструмента, и с дисциплинами теоретического цикла.

Во второй главе «Реализация методики преподавания дисциплины "История фортепианного исполнительства" у студентов-пианистов в процессе среднего профессионального образования»

устанавливаются критерии, показатели и уровни освоенности учащимися содержания данного предмета, освещается организация, ход и результаты опытно-поисковой работы, анализируются результаты её этапов, определяются педагогические условия реализации методики и приёмы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании теоретических знаний и практических навыков как компонентов исполнительской культуры.

Исследовательская работа проводилась в течение 8 лет в процессе занятий по дисциплине «История фортепианного исполнительства». Общая численность студентов в поисковых группах составила 74 человека. Согласно программе изучение предмета проводилось в форме лекций и практических занятий (12 учебных часов на констатирующем этапе, 48 учебных часов на формирующем этапе и 12 учебных часов на контрольном этапе опытно-поисковой работы). Целью опытно-поисковой работы было нахождение оптимальной методики преподавания дисциплины, наиболее соответствующей возрастным психологическим особенностям студентов ССУЗов. Одновременно решались важные задачи профессионального роста молодых музыкантов, связанные с преодолением дисбаланса между уровнем сформированности у них практических навыков исполнительства и уровнем теоретических знаний. Сюда относятся, прежде всего, такие качества как историчность мышления и стилистическая грамотность. При отборе методов опытно-поисковой работы мы следовали рекомендациям отечественных учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Л.В. Школяр). Основными методами стали: тестирование, письменные работы студентов по истории фортепианного исполнительства, педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, обучающий и опросный методы, количественный анализ результатов и его последующая обработка.

Были определены следующие критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов колледжа: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний в практической деятельности. Критерий осведомлённости о периодизации фортепианного исполнительства характеризуется следующими показателями: осведомлённость о названиях периодов; осведомлённость об их временных границах; осведомлённость об основных персоналиях истории исполнительства. Критерию идентификации периодов истории фортепианного исполнительства соответствуют такие показатели: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Критерий знания о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи подразумевает следующие показатели: знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Критерию применения знаний по истории фортепианного исполнительства в практической деятельности отвечают показатели: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций: – аналитико-прогнастическую; – организационно-координирующую; – коммуникативную; – контрольную. Аналитико-прогнастическая функция включает в себя: – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяет ...

Характеристика гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это п ...

Понятия мотивации и мотива
По мнению И.А. Зимней, одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же ориентации, что и в учебной. Мотивация педагогической деятельности определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru