Реализация проблемного обучения в системе обучения математике в начальной школе

Статьи об образовании » Основы использования проблемного обучения в начальной школе » Реализация проблемного обучения в системе обучения математике в начальной школе

Страница 4

В качестве основы развития школьников можно рассматривать познавательную деятельность, которая «понимается как особая форма активности, направленная на овладение принципами построения определенных действий с изучаемым объектом – словом (в данном случае).

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

В ходе нашего исследования мы сделали попытку раскрыть сущность и содержание процесса познавательной деятельности младших школьников, сущность и содержание технологии проблемного обучения, определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников, выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики в начальной школе, установить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника.

В ходе нашего исследования гипотеза была опровергнута. Мы определили возможность использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установили его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов. Все определенные нами задачи были раскрыты и четко выявлены. Таким образом использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Познавательная деятельность является одним из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность – это система определенных действий и входящих в них знаний. Процесс обучения становится эффективным, если ученик овладевает этим видом деятельности.

2. Учение – это один из видов деятельности, который адекватен познавательной потребности. Но учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.

3. Познавательная потребность у ученика проявляется только в том случае, если он сталкивается с какой – либо проблемой, которую не может решить известными ему способами.

4. Решение проблемы требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.

5. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемное обучение.

6. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

7. Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования проблемного обучения.

8. Использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

В целом исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу: использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и допустимо как один из способов организации познавательной деятельности учеников начальных классов при изучении математики.

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Речевая агрессия учителя
Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по не ...

Экспериментальное исследование процесса влияния дидактической игры на самостоятельную познавательную деятельность детей
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам ...

Возрастные особенности учащихся 11 классов
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru