· Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).
· Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.
Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.
В процессе ознакомления с содержанием способностей применительно к изобразительной деятельности нами был проведен сравнительный анализ, который позволяет систематизировать подходы различных авторов к содержанию данных способностей в дошкольном возрасте.
|
В.И. Кириенко |
В.С. Кузин |
Н.П. Сакулина |
Т.С. Комарова |
|
Свойства зрительного восприятия: - восприятие объекта в сочетании всех его свойств; - способность оценивать отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений; - способность оценивать степень приближения цвета к белому; - способность оценивать перспективные сокращения. |
Ведущие свойства способностей: -творческое воображение, мышление; -зрительная память; -эмоциональное отношение к изображаемому; -целенаправлен-ность; - воля. Опорные свойства: -природная чувствительность зрительного анализатора; -сенсомоторные качества руки. |
Способность к изображению: - восприятие и представление; -овладение средствами графического воплощения образа; - овладение техникой рисунка; Способности к художественному выражению: - эстетическое восприятие явлений; -интеллектуальная активность. Специальные способности: - активность воображения, чувств, восприятия; - образность мышления. |
Сенсорные способности: - аналитико-синтетическое восприятие; - формирования обобщенного представления; - изображение на основе представлений; - движения под контролем зрения; - способность восприятия; - изображение на основе представлений. Сенсомоторные способности: -Техника рисования; - Формообразу-ющие движения; - Регуляция рисовальных движений. |
Таким образом, изучив и проанализировав подходы различных авторов, мы выделили компоненты, критерии и показатели художественно-творческих способностей в дошкольном возрасте.
|
Компоненты художественно-творческих способностей |
Критерии |
Показатели |
|
Универсальные творческие способности |
Воображение Мышление |
• реализм воображения; • умение видеть целое раньше частей. • ассоциативность; • диалектичность; • системность. |
|
Специальные творческие способности |
Сенсомоторные способности |
• техника исполнения; • формообразующие движения; • регуляция движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) |
Прочие статьи:
Анализ письменных работ учащихся 5 и 6 классов МОУ «Основная общеобразовательная
школа № 14» г. Вологды на предмет соблюдения лексических норм
В ходе педагогической практики в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды были проанализированы письменные работы учащихся 5 и 6 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка. В 5 классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение ...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы при обучениинемецкому языку
И.Л. Бим дает понятие коммуникативной компетенции: « под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/пр ...
Обследование фонематического восприятия со стертой дизартрией
ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставл ...