Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева). Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это, по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога.
Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуашь. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу», могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.
Таким образом, анализ дополнительных образовательных программ по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста говорит многообразие подходов к выстраиванию образовательного процесса в условиях центров развития ребенка.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в студии раннего развития. Представляется целесообразным рассмотреть способности дошкольников применительно к изобразительной деятельности, именуемые далее художественно-творческими способностями.
Художественно-творческие способности – это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка программы по развитию художественно-творческих способностей.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
· способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
· способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
· способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
· способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
В.С. Кузин выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Прочие статьи:
Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество отк ...
Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в
формировании творческой активности у детей дошкольного возраста
дошкольный дизайн комната игровой Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание. Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который прихо ...
Логопедия и ортодонтия
Являясь педагогической наукой, логопедия в то же время тесно связана и с науками медицинского цикла, без тесного содружества с которыми невозможно ни изучение, ни преодоление сколько-нибудь серьезных нарушений речи. Самым тесным образом логопедия связана со стоматологией: в логопедии широко использ ...