Деятельность центра раннего развития по развитию художественно-творческих способностей

Статьи об образовании » Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в центре раннего развития » Деятельность центра раннего развития по развитию художественно-творческих способностей

Страница 3

Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева). Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это, по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога.

Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуашь. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу», могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.

Таким образом, анализ дополнительных образовательных программ по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста говорит многообразие подходов к выстраиванию образовательного процесса в условиях центров развития ребенка.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в студии раннего развития. Представляется целесообразным рассмотреть способности дошкольников применительно к изобразительной деятельности, именуемые далее художественно-творческими способностями.

Художественно-творческие способности – это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка программы по развитию художественно-творческих способностей.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

· способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

· способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

· способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

· способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

В.С. Кузин выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Руководство дидактическими играми
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие ...

Методика изучения числовых выражений
Особое внимание нужно уделить самым первым урокам алгебры, на которых даются такие понятия, как: числовое выражение; значение выражения; выражение, не имеющее значения; переменная; выражение с переменной; значение выражения с переменной; строгое, нестрогое неравенство. Это важно, так как на этих по ...

Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении
К понятию "теория" педагоги-исследователи подходят с большим уважением и вместе с тем очень осторожно. Это связано с традиционным мышлением ученого, когда он относит к теории только фундаментальные системы знаний. В педагогике же принято считать, что система знаний размыта и часто раствор ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru