Наиболее характерным и значимым показателем вербальной агрессии является изображение рта с зубами. В большинстве случаев такая агрессия трактуется как защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на осуждение или порицание, на обращение к нему, если это обращение отрицательного содержания или эмоциональной окраски).
Методика РНЖ проводилась нами в трех группах школьников в следующее время: учащиеся 5-х классов (40 человек, 1998 год); учащиеся 6-х классов (47 человек, 1998 год); учащиеся 8-х классов (46 человек, 2000 год).
Цели первого этапа исследований: сравнительная диагностика речевой агрессии у пяти- и шестиклассников; выявление сопутствующих состояний и личностных черт изучаемого контингента испытуемых. Цели второго этапа исследований: проверка и уточнение полученных данных; наблюдение за динамикой агрессивных проявлений (сравнительная диагностика вербальной агрессии и сопутствующих явлений в одном и том же составе, но разных возрастных группах: пятиклассников и тех же школьников - учащихся 8-х кл.).
"Ключ" к расшифровке материалов взят по источнику ; таблица симптомокомплексов агрессии - по источнику.
В процессе применения методики РНЖ было выявлено, что она (как одна из основанных на проективном методе), обладает следующими недостатками для изучения речевой агрессии:
1. Процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания и не всегда отражает сознательные установки ребенка.
2. Получаемая информация опосредованна, требует специальной расшифровки и не всегда поддается однозначной интерпретации, поэтому далеко не всегда отражает объективную картину агрессивного речевого поведения испытуемого.
3. Проявление вербальной агрессии с помощью данной методики практически диагностируется только по одному аспекту изображения (рот с зубами), что не позволяет считать получаемую информацию полной и абсолютно достоверной.
Следует также отметить, что по составу методика РНЖ является ориентировочной и, следовательно, не может использоваться как единственный метод изучения агрессии, тем более речевых ее проявлений. Она позволяет либо уточнить результаты, полученные при использовании других методов исследования, либо получить дополнительные сведения об агрессивных проявлениях в речи школьников.
Ассоциативный эксперимент
Ассоциативный эксперимент - проективный тест, впервые предложенный в 1919 году К. Юнгом для выявления скрытых влечений - изначально использовался в психологии для исследовательских и диагностических целей. В российской психолингвистической науке наиболее полно и последовательно был разработан школой А.Н. Леонтьева и А.А. Леонтьева "в плане чисто стохастического (случайного, вероятностного) подхода к речевому поведению".
Сущность ассоциативного эксперимента состоит кратко в следующем: испытуемому предлагают как можно быстрее ответить на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. По характеру ассоциаций (содержанию ответов) можно судить об эмоциональных сдвигах, установках испытуемого, его представлениях о том или ином явлении. Применительно к психолингвистическим исследованиям, "сама возможность ассоциативного эксперимента . предполагает, что последовательные элементы потока речи связаны какой-то определенной статистической зависимостью, определяемой скорее экстралингвистическими факторами, чем лингвистическими".
В данной работе предпринимается попытка использовать ассоциативный эксперимент для диагностики как общего уровня вербальной агрессии школьников, так и в целях исследования конкретных ее проявлений в данной речевой среде. При этом анализируются только продуктивные ассоциации, т.е. такие, которые дают материал для исследования речевой агрессии, в той или иной степени позволяющие судить о ее причинах, мотивах, формах, объекте, субъекте, условиях проявления и т.д.
			Прочие статьи:
В каком
случае использование наглядности на уроке ИЯ может быть оправданным
	 Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ. Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. – Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке опред ...
	
Пути формирования навыков словообразования у детей с ОНР
	 В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (гр ...
	
Классификация компьютерных средств обучения
	 ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К ...