Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 4

Наряду с этим, можно отметить следующие недостатки и проблемы использования метода сочинения для диагностики вербальной агрессии данной возрастной группы:

1. Проблема возрастной доступности: учащиеся 5-6-х классов еще не владеют достаточным словарным запасом и понятийным аппаратом для раскрытия подобной, достаточно сложной темы.

2. Возможная неискренность испытуемых (тенденция к созданию "социально желательных" текстов). Так, анализ работ учащихся 8-х классов демонстрирует значительно более низкий, чем по данным применения большинства других методик, процент вербальной агрессии, что позволяет усомниться в объективности данных, полученных с помощью данного метода. В сочинениях этой возрастной группы явно прослеживается стремление скрыть свое социально неодобряемое поведение, что затрудняет изучение с помощью сочинения конкретных форм, видов, а также причин и мотивов вербальной агрессии в этой возрастной группе.

3. Субъективность, недостаточная осознанность ответов: выполнение этого задания часто сводилось к элементарному фантазированию, "выдумыванию" детьми (особенно младшей возрастной группы испытуемых) не присущих им свойств и качеств.

Таким образом, признавая эффективность использования метода сочинения для диагностики вербальной агрессии учащихся средней школы, мы видим не вполне целесообразным его применение для изучения речевой агрессии старшеклассников.

Проективная методика “Рисунок несуществующего животного”

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных жизненных установок.

Их цель - выявление своеобразных субъективных отклонений, личностно значимых интерпретаций. Таким образом, проективные методики опираются на творческую фантазию и механизмы подсознания, которые выступают своего рода "самопроекцией" испытуемого, косвенным отражением его мотивов, потребностей, личностных качеств.

Основанием для использования проективных методик при изучении детской агрессивности является следующее:

1. Деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Испытуемый не знает, что в его ответах-рисунках диагностически значимо. Такая установка приводит к максимальному раскрытию личности, не ограниченной социальными нормами и оценками, что необходимо в изучении вербальной агрессии как социально осуждаемого поведения.

2. Проективные методики способны отражать личностные проявления в их совокупности и целостности функционирования. Это позволяет собрать более полные, комплексные сведения о поведении ребенка, наблюдать явление вербальной агрессии школьников в связи с другими проявлениями агрессивных и близких к ним реакций.

3. Применение проективных методик дает возможность математической обработки получаемых результатов, что позволяет получать как индивидуальный, так и групповой материал для изучения и вести статистику.

Методика "Рисунок несуществующего животного" (РНЖ) была выбрана нами на основании следующих показателей:

1. Широкая распространенность и популярность среди других проективных методик для изучения агрессивного поведения детей.

2. Доступность данной методики для изучаемого контингента школьников.

3. Простота в применении и обработке результатов (в отличие от ряда аналогичных).

Метод исследования в РНЖ построен на теории психомоторной связи (И.М. Сеченов): для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики, зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка). Ребенку дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Затем экспериментатор, в соответствии с "ключом", интерпретирует название и различные аспекты рисунка: формальный (семантика расположения в пространстве); графологический (размер, контур), содержательный (детали изображения) и тематический.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Классификация основных направлений профориентационной работы
Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в про ...

Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических услов ...

Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клинич ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru