Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 3

Опросник Басса-Дарки позволяет выявить склонность изучаемого контингента школьников к речевой агрессии, а также установить некоторые конкретные ее проявления. Однако в процессе проведения данного опроса и обработки результатов возник ряд затруднений и, в соответствии с ними, были выявлены следующие недостатки опросника:

1. Затруднения учащихся дать однозначный (или правильный, по их мнению) ответ на ряд вопросов, вызванные некоторой неопределенностью вопроса, возможным многообразием заключенных в нем ситуаций, необходимостью уточнений адресата, ситуации и т.п. (№№ 6,7,13); непониманием ряда формулировок и выражений (например, № 9 - "поставить человека на место"); использованием при постановке вопроса отрицательных формулировок (№№ 5,9).

2. Субъективизм (неосознанность собственного речевого поведения) или неискренность ("социальная желательность") ответов на вопросы, особенно №№ 5 и 10. Приблизительный процент неискренних ответов от 4 до 6.

3. Неоднозначность ряда вопросов с точки зрения выявления с их помощью вербальной агрессии. Например, можно спорить с тем, что требование человеком уважения своих прав является признаком речевой агрессии.

При этом следует заметить, что перечисленные выше недостатки в той или иной степени свойственны всем опросникам, так что опросник Басса-Дарки просто не является исключением, хотя, как уже говорилось, авторы старались предусмотреть ряд возможных трудностей.

Кроме того, некоторые недостатки, вероятно, обусловлены неточностью перевода на русский язык, что диктует необходимость разработки оригинального русского опросника для диагностики речевой агрессии школьников.

Сочинения учащихся

Сочинение можно использовать в качестве дополнительного, вспомогательного способа диагностики речевой агрессии школьников, который позволяет установить, как понимают речевую агрессию сами школьники на своем уровне развития и какие выделяют формы ее проявления; какие лексические, стилистические и эмоционально-экспрессивные средства учащиеся применяют для описания физических и вербальных проявлений агрессии и какова их возрастная динамика; какие поведенческие (в том числе речевые) стратегии используют учащиеся для реализации своих коммуникативных намерений и как эти стратегии изменяются с возрастом испытуемых.

Л.М. Семенюк предлагает следующую формулировку темы сочинения: “Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки”.

Написать сочинение на данную тему было предложено (в целях сравнения) двум возрастным группам школьников: учащимся 6-х классов (52 человека) и учащимся 8-х классов (44 человека). При этом для восьмиклассников тема была сформулирована в том виде, как ее предложила Л.М. Семенюк, а для шестиклассников - несколько сужена путем уточнения объекта наказания и звучала следующим образом: "Как я представляю себе свои права и возможности наказать одноклассника за его неправильные действия, слова и поступки". Такая конкретизация преследовала цель несколько сузить и, следовательно, упростить тему, что показалось нам целесообразным, учитывая возраст данной группы испытуемых.

При анализе сочинений учащихся учитывались следующие аспекты содержания: анализ общего содержания и логической структуры сочинений; обозначение и дифференциация объекта наказания; анализ причин и мотивов наказания; языковая характеристика содержания наказания (в том числе агрессивных действий).

Констатирующий эксперимент показал, что метод сочинения в целом можно считать достаточно эффективным для диагностики отдельных проявлений речевой агрессии учащихся, позволяющим исследовать такие аспекты данного явления, как осознание в собственном поведении вербальной агрессии самими учащимися; их восприятие вербальной агрессии в поведении других людей (одноклассников); диапазон и качественный состав осознаваемых учащимися форм и видов речевой агрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функци ...

Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru