Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 2

Предложенный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и использованный нами опросник состоит из 8-ми субшкал, которые авторы считают важными показателями агрессии. Наряду с такими формами агрессивных и враждебных реакций, как физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, он помогает выявить склонность испытуемого к вербальной агрессии.

Опросник состоит из 75-ти утверждений, на которые ребенок дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с "ключом" подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Так, 13 утверждений опросника направлены на выявление интересующей нас вербальной агрессии:

1. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать. 2. Я часто бываю не согласен с людьми. 3. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 4. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 5. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. 6. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю. 7. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 8. Я ругаюсь только со злости. 9. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. 10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 11. В споре я часто повышаю голос. 12. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 13. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Основанием для использования именно этого опросника в целях диагностики вербальной агрессии учащихся послужило следующее:

1. Данный опросник - одна из наиболее популярных методик для изучения агрессии (именно к ней обращаются в своих исследованиях российские ученые Л.М. Семенюк и И.А. Фурманов).

2. Вопросы в нем могут относиться только к одной форме агрессии (в частности вербальной - 13 вопросов), в то время как другие аналогичные по задачам опросники исследуют либо только физические проявления агрессии (например, тест склонности к риску К. Левитина), либо в них не проводится разграничения вопросов по выявлению различных видов агрессивных реакций (например, "Фрейбургская анкета агрессивности").

3. Доступен изучаемому контингенту испытуемых, поскольку в нем использованы привычные разговорные обороты и штампы, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния.

4. Позволяет не только установить общее наличие вербальной агрессии в поведении школьников, но и диагностировать ряд конкретных ее проявлений: повышенную склонность к спору, употребление бранных слов, открытое словесному выражению неприятия собеседника и др.(см. график - Приложение 4).

5. Вопросы в нем сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние на испытуемых общественного одобрения или неодобрения и - соответственно - их защитные тенденции. Это достигается своеобразием формулировок вопросов (оставляется возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения); заключенным в содержании возможного ответа предположения о том, что неодобряемое обществом состояние уже наступило (поведение имело место) и речь идет только об указании способа его выражения; использованием охотно одобряемых идиом (например, "Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям".).

Опрос проводился дважды в двух возрастных группах школьников:

1. Учащиеся 5-х классов - 54 человека; октябрь 1997 года (повторно - те же школьники-учащиеся 7-х классов - 48 человек; ноябрь 1999 года).

2. Учащиеся 6-х классов - 50 человек; октябрь 1997 года (повторно - те же школьники-учащиеся 8 классов - 46 человек; ноябрь 1999 года).

Цели первичного опроса: сравнение степени склонности к вербальной агрессии учащихся 5-х и 6-х классов; количественная диагностика склонности к проявлению в речи тех или иных форм и видов агрессии (оскорбление, угроза, повышение тона и др.). Цели повторного опроса: проверка и уточнение полученных данных; анализ динамических изменений и выявление основных тенденций в речевом поведении изучаемого контингента школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки Учащийся должен: знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований; уметь: определять место человека как биологического организма ...

История фортепианного исполнительства
Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место – именно здесь обучающиеся получают основные знания, умения и навыки, которые становятся фундаментом их творческого роста. Дл ...

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество отк ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru