Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 2

Предложенный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и использованный нами опросник состоит из 8-ми субшкал, которые авторы считают важными показателями агрессии. Наряду с такими формами агрессивных и враждебных реакций, как физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, он помогает выявить склонность испытуемого к вербальной агрессии.

Опросник состоит из 75-ти утверждений, на которые ребенок дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с "ключом" подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Так, 13 утверждений опросника направлены на выявление интересующей нас вербальной агрессии:

1. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать. 2. Я часто бываю не согласен с людьми. 3. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 4. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 5. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. 6. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю. 7. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 8. Я ругаюсь только со злости. 9. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. 10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 11. В споре я часто повышаю голос. 12. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 13. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Основанием для использования именно этого опросника в целях диагностики вербальной агрессии учащихся послужило следующее:

1. Данный опросник - одна из наиболее популярных методик для изучения агрессии (именно к ней обращаются в своих исследованиях российские ученые Л.М. Семенюк и И.А. Фурманов).

2. Вопросы в нем могут относиться только к одной форме агрессии (в частности вербальной - 13 вопросов), в то время как другие аналогичные по задачам опросники исследуют либо только физические проявления агрессии (например, тест склонности к риску К. Левитина), либо в них не проводится разграничения вопросов по выявлению различных видов агрессивных реакций (например, "Фрейбургская анкета агрессивности").

3. Доступен изучаемому контингенту испытуемых, поскольку в нем использованы привычные разговорные обороты и штампы, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния.

4. Позволяет не только установить общее наличие вербальной агрессии в поведении школьников, но и диагностировать ряд конкретных ее проявлений: повышенную склонность к спору, употребление бранных слов, открытое словесному выражению неприятия собеседника и др.(см. график - Приложение 4).

5. Вопросы в нем сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние на испытуемых общественного одобрения или неодобрения и - соответственно - их защитные тенденции. Это достигается своеобразием формулировок вопросов (оставляется возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения); заключенным в содержании возможного ответа предположения о том, что неодобряемое обществом состояние уже наступило (поведение имело место) и речь идет только об указании способа его выражения; использованием охотно одобряемых идиом (например, "Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям".).

Опрос проводился дважды в двух возрастных группах школьников:

1. Учащиеся 5-х классов - 54 человека; октябрь 1997 года (повторно - те же школьники-учащиеся 7-х классов - 48 человек; ноябрь 1999 года).

2. Учащиеся 6-х классов - 50 человек; октябрь 1997 года (повторно - те же школьники-учащиеся 8 классов - 46 человек; ноябрь 1999 года).

Цели первичного опроса: сравнение степени склонности к вербальной агрессии учащихся 5-х и 6-х классов; количественная диагностика склонности к проявлению в речи тех или иных форм и видов агрессии (оскорбление, угроза, повышение тона и др.). Цели повторного опроса: проверка и уточнение полученных данных; анализ динамических изменений и выявление основных тенденций в речевом поведении изучаемого контингента школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельности педагога
Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов — сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор и ...

Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. Все перечисленные выше задания обеспечивают последоват ...

Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru