2. Запись проводится скрыто, незаметно для испытуемых, что дает возможность максимально снизить тенденцию "социальной желательности" и тем самым получить более достоверную информацию об агрессивном речевом поведении школьников.
3. Диктофонная запись позволяет фиксировать как содержательные, так и звуковые особенности речевого поведения учащихся, а также вводит их в общий контекст ситуации общения, что дает исследователю более полную картину и целостное представление об изучаемом явлении.
4. Записи позволяют анализировать конкретные речевые ситуации, что дает возможность выявить больше разновидностей вербальной агрессии, диагностировать как открытые, так и скрытые ее проявления.
5. Записи служат достоверным и наглядным материалом для выделения наиболее распространенных форм речевой агрессии в школе, а также для анализа типичных речевых ситуаций, в которых проявляется вербальная агрессия. Они дают возможность с речеведческой точки зрения охарактеризовать наиболее распространенные в изучаемой среде школьников агрессивные речевые тактики и уровни общения.
В психологии традиционно выделяется несколько уровней общения, из которых, применительно к проблематике данной работы, нас будут интересовать три: конвенциональный, примитивный и манипулятивный.
Конвенциональный уровень можно считать своеобразным образцом, эталоном для осуществления коммуникации, поскольку он "представляет собой полноценное человеческое общение". Общение на таком уровне предполагает равноправие, взаимоуважение и этическую состоятельность партнеров, высокую культуру речевого контакта, употребление необходимых формул этикета. Данный уровень является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем общения.
Примитивный уровень общения характеризуется низкой речемыслительной культурой коммуниканта (-ов), что проявляется в неуважении к партнеру, ярко выраженном стремлении к доминированию, недостаточном использовании (или отсутствии использования) этикетных средств, а также затрагивании тем, употреблении слов и выражений, неуместных в данной ситуации общения или при общении с данным собеседником.
Манипулятивный уровень общения занимает промежуточную позицию между конвенциональным и примитивным: Субъект, избирая отношения на этом уровне, по своему подходу к собеседнику близок к примитивному участнику диалога, но по исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню общения.
Выделение и описание данных уровней общения для изучения вербальной агрессии школьников мотивируются, во-первых, необходимостью установления дополнительных (к выделенным в 1.3) параметров, по которым речевое поведение классифицируется с точки зрения наличия / отсутствия в нем агрессии. В этом отношении своеобразным риторическим идеалом, эталоном речевого поведения будет выступать конвенциональный уровень, поскольку он характеризуется минимальным проявлением речевой агрессии.
Во-вторых, выделение и риторическое описание примитивного и манипулятивного уровней общения (которые, так или иначе, характеризуются наличием речевой агрессии) позволят нам четче классифицировать проявления вербальной агрессии с точки зрения степени их осознанности коммуникантами и более достоверно устанавливать их поведенческую природу в конкретных речевых ситуациях.
Наконец, включение в изучение вербальной агрессии школьников уровневой проблемы общения позволит более конструктивно подойти к решению проблемы коррекции негативного поведения, выделить конкретные направления работы в этом направлении.
В данной работе представлены записи периода октябрь 1996 - декабрь 1998 гг. Общей продолжительностью 45 минут. Содержание: 25 речевых ситуаций, где наблюдаются проявления вербальной агрессии, с кратким комментарием к каждой (уточнение предмета разговора, особенности звукового оформления, присутствие фонового шума, характеристики высказываний говорящих - эмоциональные, голосовые и др.). Материал представляет собой записи высказываний учителей во время уроков и во внеучебное время, отдельные реплики и целые диалоги учащихся между собой и с учителями на уроках и переменах.
Прочие статьи:
Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей
дошкольников
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельност ...
Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связан ...
Похвала
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогичес ...