Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 7

2. Запись проводится скрыто, незаметно для испытуемых, что дает возможность максимально снизить тенденцию "социальной желательности" и тем самым получить более достоверную информацию об агрессивном речевом поведении школьников.

3. Диктофонная запись позволяет фиксировать как содержательные, так и звуковые особенности речевого поведения учащихся, а также вводит их в общий контекст ситуации общения, что дает исследователю более полную картину и целостное представление об изучаемом явлении.

4. Записи позволяют анализировать конкретные речевые ситуации, что дает возможность выявить больше разновидностей вербальной агрессии, диагностировать как открытые, так и скрытые ее проявления.

5. Записи служат достоверным и наглядным материалом для выделения наиболее распространенных форм речевой агрессии в школе, а также для анализа типичных речевых ситуаций, в которых проявляется вербальная агрессия. Они дают возможность с речеведческой точки зрения охарактеризовать наиболее распространенные в изучаемой среде школьников агрессивные речевые тактики и уровни общения.

В психологии традиционно выделяется несколько уровней общения, из которых, применительно к проблематике данной работы, нас будут интересовать три: конвенциональный, примитивный и манипулятивный.

Конвенциональный уровень можно считать своеобразным образцом, эталоном для осуществления коммуникации, поскольку он "представляет собой полноценное человеческое общение". Общение на таком уровне предполагает равноправие, взаимоуважение и этическую состоятельность партнеров, высокую культуру речевого контакта, употребление необходимых формул этикета. Данный уровень является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем общения.

Примитивный уровень общения характеризуется низкой речемыслительной культурой коммуниканта (-ов), что проявляется в неуважении к партнеру, ярко выраженном стремлении к доминированию, недостаточном использовании (или отсутствии использования) этикетных средств, а также затрагивании тем, употреблении слов и выражений, неуместных в данной ситуации общения или при общении с данным собеседником.

Манипулятивный уровень общения занимает промежуточную позицию между конвенциональным и примитивным: Субъект, избирая отношения на этом уровне, по своему подходу к собеседнику близок к примитивному участнику диалога, но по исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню общения.

Выделение и описание данных уровней общения для изучения вербальной агрессии школьников мотивируются, во-первых, необходимостью установления дополнительных (к выделенным в 1.3) параметров, по которым речевое поведение классифицируется с точки зрения наличия / отсутствия в нем агрессии. В этом отношении своеобразным риторическим идеалом, эталоном речевого поведения будет выступать конвенциональный уровень, поскольку он характеризуется минимальным проявлением речевой агрессии.

Во-вторых, выделение и риторическое описание примитивного и манипулятивного уровней общения (которые, так или иначе, характеризуются наличием речевой агрессии) позволят нам четче классифицировать проявления вербальной агрессии с точки зрения степени их осознанности коммуникантами и более достоверно устанавливать их поведенческую природу в конкретных речевых ситуациях.

Наконец, включение в изучение вербальной агрессии школьников уровневой проблемы общения позволит более конструктивно подойти к решению проблемы коррекции негативного поведения, выделить конкретные направления работы в этом направлении.

В данной работе представлены записи периода октябрь 1996 - декабрь 1998 гг. Общей продолжительностью 45 минут. Содержание: 25 речевых ситуаций, где наблюдаются проявления вербальной агрессии, с кратким комментарием к каждой (уточнение предмета разговора, особенности звукового оформления, присутствие фонового шума, характеристики высказываний говорящих - эмоциональные, голосовые и др.). Материал представляет собой записи высказываний учителей во время уроков и во внеучебное время, отдельные реплики и целые диалоги учащихся между собой и с учителями на уроках и переменах.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная рабо ...

Характеристика гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это п ...

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) ф ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru