Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 8

Записанные на диктофон речевые ситуации анализировались по следующим аспектам:

1. Речевая ситуация (коммуникативный аспект): участники общения (адресант и адресат; положение говорящих с точки зрения доминирования; актуальные роли коммуникантов); время и место; причины (мотивы речевых действий); цели говорящих (коммуникативные намерения и их восприятие партнерами); способы достижения говорящими целей общения (или причины их недостижения).

2. Тематико-семантический аспект - семантика высказываний (их тематическая направленность и конкретное содержание).

3. Лексический аспект: лексический состав высказываний; использование эмоционально-экспрессивных средств; употребление этикетных средств.

4. Тонально-фонационный аспект: присутствие и происхождение фоновых шумов; тон, тембр, темп, дикция говорящих и т.д.

5. Общий вывод о наличии и особенностях проявления вербальной агрессии в данной речевой ситуации и об уровне общения коммуникантов.

Показать возможности применения данного метода можно на примере анализа расшифрованной записи XIII из диктофонных записей (текст - см. Приложение 1), демонстрирующей вербальную агрессию в сфере межличностных отношений учащихся. Время и место - урок русского языка в 5-м классе (6-ой по счету в расписании).

В данной речевой ситуации общаются, с одной стороны, учитель и учащиеся; с другой - учащиеся между собой. Примечательно, что здесь действует начинающий педагог - практикант, поэтому доминирующую позицию занимают скорее учащиеся и агрессивная инициатива принадлежит именно школьникам, в то время как позицию учителя можно охарактеризовать как неуверенную.

В речи учителя это отражается употреблением вопросительных предложений ("Давай ты? Не хочешь?"); не очень целенаправленной формулировкой задания ("Я хочу ."). Вызванный ученик также демонстрирует недоминантную позицию по отношению к одноклассникам. Визуально это подтверждается малым по сравнению с окружающими ростом школьника, пренебрежительным отношением к нему других учеников.

Цель каждого ученика - ответить у доски, с одной стороны, для того, чтобы получить хорошую отметку (т.к. это легче, когда урок ведет новый человек); с другой - продемонстрировать знания (т.к. у начинающего учителя еще не сложилось стереотипное мнение о каждом ученике). Однако из последующего развития ситуации очевидно, что преобладающей целью является все-таки получение отметки, поскольку дети не заботятся о создании у нового учителя благоприятного впечатления об уровне их речевой культуры.

Способы достижения целей - открытое, ярко выраженное проявление вербальной агрессии в форме оскорблений (использование отрицательных эмоционально-оценочных слов "дурак"; "урод") и враждебного замечания ("Вечно его вызывают, а меня никогда!").

С точки зрения внешнего звукового оформления, ситуация характеризуется повышенным тоном реплик, сильным фоновым шумом, отчасти объяснимым общей усталостью школьников (6-ой урок), одновременностью речи нескольких участников, ускоренным темпом речи.

В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что речевое поведение класса ярко демонстрирует примитивный уровень: отсутствие учета актуальной роли одноклассника (официально отвечающий у доски) и условий общения (урок не место выяснения внутриколлективных отношений); примитивное восприятие партнера ("коротышка", "слабак", "везунчик"); открытые оскорбления и враждебное замечание в его адрес.

Данный пример наглядно демонстрирует проявление внутриколлективной открытой речевой агрессии учащихся.

Рассмотрим теперь пример из записей IX (текст - см. Приложение 1), демонстрирующий проявления вербальной агрессии в отношениях ученика и учителя (общешкольных). Явная цель ученицы - оттянуть время от начала работы; скрытая ее цель - утвердиться в глазах одноклассников, укрепить доминантную позицию. Способ достижения целей - словесное препирательство с учителем (по сути - речевая агрессия).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Возрастные особенности учащихся 11 классов
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ может быть оправданным
Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ. Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. – Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке опред ...

Игра и труд в младшем школьном возрасте
Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru