Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 8

Записанные на диктофон речевые ситуации анализировались по следующим аспектам:

1. Речевая ситуация (коммуникативный аспект): участники общения (адресант и адресат; положение говорящих с точки зрения доминирования; актуальные роли коммуникантов); время и место; причины (мотивы речевых действий); цели говорящих (коммуникативные намерения и их восприятие партнерами); способы достижения говорящими целей общения (или причины их недостижения).

2. Тематико-семантический аспект - семантика высказываний (их тематическая направленность и конкретное содержание).

3. Лексический аспект: лексический состав высказываний; использование эмоционально-экспрессивных средств; употребление этикетных средств.

4. Тонально-фонационный аспект: присутствие и происхождение фоновых шумов; тон, тембр, темп, дикция говорящих и т.д.

5. Общий вывод о наличии и особенностях проявления вербальной агрессии в данной речевой ситуации и об уровне общения коммуникантов.

Показать возможности применения данного метода можно на примере анализа расшифрованной записи XIII из диктофонных записей (текст - см. Приложение 1), демонстрирующей вербальную агрессию в сфере межличностных отношений учащихся. Время и место - урок русского языка в 5-м классе (6-ой по счету в расписании).

В данной речевой ситуации общаются, с одной стороны, учитель и учащиеся; с другой - учащиеся между собой. Примечательно, что здесь действует начинающий педагог - практикант, поэтому доминирующую позицию занимают скорее учащиеся и агрессивная инициатива принадлежит именно школьникам, в то время как позицию учителя можно охарактеризовать как неуверенную.

В речи учителя это отражается употреблением вопросительных предложений ("Давай ты? Не хочешь?"); не очень целенаправленной формулировкой задания ("Я хочу ."). Вызванный ученик также демонстрирует недоминантную позицию по отношению к одноклассникам. Визуально это подтверждается малым по сравнению с окружающими ростом школьника, пренебрежительным отношением к нему других учеников.

Цель каждого ученика - ответить у доски, с одной стороны, для того, чтобы получить хорошую отметку (т.к. это легче, когда урок ведет новый человек); с другой - продемонстрировать знания (т.к. у начинающего учителя еще не сложилось стереотипное мнение о каждом ученике). Однако из последующего развития ситуации очевидно, что преобладающей целью является все-таки получение отметки, поскольку дети не заботятся о создании у нового учителя благоприятного впечатления об уровне их речевой культуры.

Способы достижения целей - открытое, ярко выраженное проявление вербальной агрессии в форме оскорблений (использование отрицательных эмоционально-оценочных слов "дурак"; "урод") и враждебного замечания ("Вечно его вызывают, а меня никогда!").

С точки зрения внешнего звукового оформления, ситуация характеризуется повышенным тоном реплик, сильным фоновым шумом, отчасти объяснимым общей усталостью школьников (6-ой урок), одновременностью речи нескольких участников, ускоренным темпом речи.

В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что речевое поведение класса ярко демонстрирует примитивный уровень: отсутствие учета актуальной роли одноклассника (официально отвечающий у доски) и условий общения (урок не место выяснения внутриколлективных отношений); примитивное восприятие партнера ("коротышка", "слабак", "везунчик"); открытые оскорбления и враждебное замечание в его адрес.

Данный пример наглядно демонстрирует проявление внутриколлективной открытой речевой агрессии учащихся.

Рассмотрим теперь пример из записей IX (текст - см. Приложение 1), демонстрирующий проявления вербальной агрессии в отношениях ученика и учителя (общешкольных). Явная цель ученицы - оттянуть время от начала работы; скрытая ее цель - утвердиться в глазах одноклассников, укрепить доминантную позицию. Способ достижения целей - словесное препирательство с учителем (по сути - речевая агрессия).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании. Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от дру ...

Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением
Литературная норма на практике используется нами в письменных и устных текстах. Каждому человеку приходится работать с текстами. Мы пишем объяснительную или служебную записку, читаем объявления на работе и в общественном транспорте, общаемся друг с другом, выступаем на семинарах и так далее и тому ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru