История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 13

На контрольном этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием диагностического инструментария констатирующего этапа – тестов, анкет с незаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний в практической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертной практики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащих исполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианного отделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% – среднего, 15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% – средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким – 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего – 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена положительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что и позволило составить следующую сводную таблицу:

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной литературы определена следующая периодизация истории фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Методика освоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в области истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный, развивающий и обобщающий. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

3. Педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципа историзма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая с каждым этапом реализации методики степень самостоятельности студентов, повышение их исполнительской культуры, отражающееся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний – к продуктивному.

4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений. Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названиях периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных персоналиях. Идентификация, измеряемая следующими показателями: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Знание, об уровне которого дают представление такие показатели как знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Применение, отвечающее показателям: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Грамматические системы словообразования и словоизменения
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же сл ...

Речевая агрессия учителя
Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по не ...

Память, одна из составляющих в дидактических играх
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru