История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 13

На контрольном этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием диагностического инструментария констатирующего этапа – тестов, анкет с незаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний в практической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертной практики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащих исполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианного отделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% – среднего, 15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% – средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким – 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего – 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена положительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что и позволило составить следующую сводную таблицу:

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной литературы определена следующая периодизация истории фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Методика освоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в области истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный, развивающий и обобщающий. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

3. Педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципа историзма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая с каждым этапом реализации методики степень самостоятельности студентов, повышение их исполнительской культуры, отражающееся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний – к продуктивному.

4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений. Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названиях периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных персоналиях. Идентификация, измеряемая следующими показателями: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Знание, об уровне которого дают представление такие показатели как знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Применение, отвечающее показателям: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обще ...

Аттестация образовательного учреждения
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой ...

Принцип построения диагностического материала
Задачей нашей работы было создание методики диагностики учебной инициативы в конце младшего школьного возраста. Можно выделить два типа основных новообразований, которыми характеризуются достижения каждого из детских возрастов: новообразования, которые связаны с осоением новой предметности (для мла ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru