История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 13

На контрольном этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием диагностического инструментария констатирующего этапа – тестов, анкет с незаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний в практической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертной практики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащих исполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианного отделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% – среднего, 15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% – средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким – 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего – 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена положительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что и позволило составить следующую сводную таблицу:

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной литературы определена следующая периодизация истории фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Методика освоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в области истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный, развивающий и обобщающий. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

3. Педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципа историзма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая с каждым этапом реализации методики степень самостоятельности студентов, повышение их исполнительской культуры, отражающееся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний – к продуктивному.

4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений. Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названиях периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных персоналиях. Идентификация, измеряемая следующими показателями: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Знание, об уровне которого дают представление такие показатели как знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Применение, отвечающее показателям: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Тематический принцип создания банка изображений
Одним из возможных путей собирания и систематизации изображений для занятий по ИЯ является тематический принцип: все изображения собираются в одной тематической папке, по возможности пронумеровываются, составляется их перечень, который наклеивается на оборотную сторону папки. Приведем пример возмож ...

История школьной формы
Почему-то многие совершенно незаслуженно считают школьную форму ужасающим изобретением Советского Союза. Это дважды неверно – во-первых, ничего такого жуткого в форме не было, все знали, что без неё – никак, и совершенно спокойно носили. Да, «свободомыслящие» хулиганские личности, конечно, выделыва ...

Трудовая колония «Бодрая жизнь»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru