История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 12

Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы опиралось на дидактический принцип единства чувственного и рационального познания, а освоение теоретических знаний студентами осуществлялось на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства. При этом учитывалась региональная специфика, определяемая условиями малого города, в котором колледж искусств является культурообразующим объектом. Освоению знаний о фортепианном исполнительстве в художественном контексте той или иной эпохи способствовало применение в педагогическом процессе компьютерных дисков, посвященных истории искусства («Энциклопедия живописи», «История искусства», «Лувр», «Эрмитаж», «Русский музей» и т.д.). В ходе формирующего этапа применялись также творческие формы учебных занятий, наиболее соответствующие возрастным особенностям студентов средних специальных учебных заведений: викторины, концерты, предваряемые вступительным словом, студенческие доклады о педагогической деятельности выдающихся композиторов и исполнителей, дискуссии, коллективные обсуждения явлений исполнительского искусства, творческие презентации. Результаты деятельности студентов в рамках студенческого научного общества фиксировались в форме печатных работ.

Согласно намеченному плану методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов состояла из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. На мотивационном этапе лекции и семинары сопровождались комментированной демонстрацией аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей. Студентам предлагались разные интерпретации одних и тех же произведений с последующим анализом их сходства и отличий. Особое внимание уделялось произведениям, которые входили в учебный репертуар студентов («Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена). Этот прием позволил обучающимся сделать вывод о тесной связи учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» с занятиями в специальном классе и, следовательно, о необходимости и важности её изучения. Стилистическая грамотность студентов проверялась в процессе наблюдения за их выступлениями на академических мероприятиях и открытых концертах.

На развивающем этапе ведущим стал метод «погружения». Музыкальные иллюстрации дополнились мультимедийными материалами по истории искусства, художественными и документальными фильмами-биографиями о жизни и творчестве выдающихся композиторов и исполнителей прошлого и современности («Клавесин, клавикорд», «Доменико Скарлатти», «Амадеус», «Ференц Лист. Грезы любви», «Рихтер непокоренный», «Великий Гилельс»). На данном этапе были особенно эффективны межпредметные связи с дисциплинами «Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Все большее значение стали приобретать активные формы обучения – беседы, диспуты, коллективные обсуждения, на которых проверялись практические навыки студентов в оценке явлений исполнительского искусства.

На обобщающем этапе преобладали проблемно-поисковые методы обучения, благодаря чему возросла самостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий стали подготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д. Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа и мировая фортепианная культура», к 200-летию Ф. Шопена), в конкурсах студенческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтических вечерах, в открытых концертах и лекторской практике. Одной из форм применения проблемно-поискового метода стали задания по самостоятельной подготовке и эскизному исполнению несложных произведений различных эпох, предлагаемые совместно с преподавателями по классу специального инструмента. На всех этапах использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студенты вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащие областные центры, посещали студенческие классные вечера, выступления преподавателей колледжа и концертирующих исполнителей, после чего проводилось коллективное обсуждение услышанного.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Исследование осознанности выбора старшеклассниками
Наш интерес к данному исследованию берет свое начало из исследования, проводимого нами в этой же школе ранее. Мы считаем необходимым коротко описать его результаты. Мы исследовали два девятых класса. Класс "А" и класс "Д". Класс "Д" в прошлом носил статус коррекционног ...

Пути социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между лю ...

Место и роль текстовых задач в курсе алгебры современной школы
Обучение математике через решение задач означает такую организацию учебного процесса, при которой через задачи, через их решение реализуется триединая цель обучения (обучающая, развивающая и воспитательная цели). Под обучающей функцией, понимаются те задачи которые направлены на формирование у школ ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru