История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 12

Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы опиралось на дидактический принцип единства чувственного и рационального познания, а освоение теоретических знаний студентами осуществлялось на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства. При этом учитывалась региональная специфика, определяемая условиями малого города, в котором колледж искусств является культурообразующим объектом. Освоению знаний о фортепианном исполнительстве в художественном контексте той или иной эпохи способствовало применение в педагогическом процессе компьютерных дисков, посвященных истории искусства («Энциклопедия живописи», «История искусства», «Лувр», «Эрмитаж», «Русский музей» и т.д.). В ходе формирующего этапа применялись также творческие формы учебных занятий, наиболее соответствующие возрастным особенностям студентов средних специальных учебных заведений: викторины, концерты, предваряемые вступительным словом, студенческие доклады о педагогической деятельности выдающихся композиторов и исполнителей, дискуссии, коллективные обсуждения явлений исполнительского искусства, творческие презентации. Результаты деятельности студентов в рамках студенческого научного общества фиксировались в форме печатных работ.

Согласно намеченному плану методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов состояла из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. На мотивационном этапе лекции и семинары сопровождались комментированной демонстрацией аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей. Студентам предлагались разные интерпретации одних и тех же произведений с последующим анализом их сходства и отличий. Особое внимание уделялось произведениям, которые входили в учебный репертуар студентов («Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена). Этот прием позволил обучающимся сделать вывод о тесной связи учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» с занятиями в специальном классе и, следовательно, о необходимости и важности её изучения. Стилистическая грамотность студентов проверялась в процессе наблюдения за их выступлениями на академических мероприятиях и открытых концертах.

На развивающем этапе ведущим стал метод «погружения». Музыкальные иллюстрации дополнились мультимедийными материалами по истории искусства, художественными и документальными фильмами-биографиями о жизни и творчестве выдающихся композиторов и исполнителей прошлого и современности («Клавесин, клавикорд», «Доменико Скарлатти», «Амадеус», «Ференц Лист. Грезы любви», «Рихтер непокоренный», «Великий Гилельс»). На данном этапе были особенно эффективны межпредметные связи с дисциплинами «Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Все большее значение стали приобретать активные формы обучения – беседы, диспуты, коллективные обсуждения, на которых проверялись практические навыки студентов в оценке явлений исполнительского искусства.

На обобщающем этапе преобладали проблемно-поисковые методы обучения, благодаря чему возросла самостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий стали подготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д. Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа и мировая фортепианная культура», к 200-летию Ф. Шопена), в конкурсах студенческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтических вечерах, в открытых концертах и лекторской практике. Одной из форм применения проблемно-поискового метода стали задания по самостоятельной подготовке и эскизному исполнению несложных произведений различных эпох, предлагаемые совместно с преподавателями по классу специального инструмента. На всех этапах использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студенты вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащие областные центры, посещали студенческие классные вечера, выступления преподавателей колледжа и концертирующих исполнителей, после чего проводилось коллективное обсуждение услышанного.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций: – аналитико-прогнастическую; – организационно-координирующую; – коммуникативную; – контрольную. Аналитико-прогнастическая функция включает в себя: – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяет ...

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы “Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой полов
Анализ психолого-педагогической литературы мы проводим по проблемам познавательной деятельности учащихся, вопросам обучаемости и уровням познавательных возможностей учащихся. Перечень литературы не выдержан хронологически; он скорее подчиняется концепции рассмотрения выше перечисленных проблем в ме ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru