Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в начальных классах

Статьи об образовании » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в начальных классах

Страница 5

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Как показывает практика, на современном этапе развития системы образования проблема формирования исследовательских умений у младших школьников является очень актуальной. Это объясняется тем, что определяющей целью педагогического процесса выступает развитие нравственной, самодеятельностной, творческой личности. Поэтому в младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение школьников умению планировать собственную деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать свои действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Однако введение любой новой технологии в учебный процесс требует научной обоснованности, доказательств целесообразности и эффективности использования. На основании этого был проведен всесторонний анализ проблемы формирования исследовательских умения младших школьников, основанный на изучении психолого-педагогической и методической литературы, что позволило разработать экспериментальную систему проектов и осуществить их апробацию в практике начальной школы.

Исследование по проблеме развития исследовательских умений у младших школьников показало, что неразвитость умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, проводить эксперименты, умение наблюдать, анализировать и классифицировать результаты, делать выводы затрудняет учебную деятельность, ведущую для данного возраста.

Предложенная нами система проектов позволила повысить уровень развития исследовательских умений. Проектная деятельность была спланирована с учетом уровня знаний и представлений детей об окружающем мире. Обследование индивидуальных возможностей каждого ребенка, класса в целом, программного материала позволили наметить первоочередные темы для отработки, подобрать соответствующий материал.

Анализ результатов контрольного среза позволяет сделать вывод о том, что проектирование, процесс защиты проекта помогают младшим школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценить свои возможности. Необходимость в процессе проектирования выработки идей, вариантов, альтернатив проекта, анализ и синтез идей, моделирование на их основе прототипа объекта способствуют развитию исследовательских умений.

В младшем школьном возрасте проектная деятельность способствует становлению и углублению мотивации исследовательской деятельности, ее структуры, развитию исследовательских умений, составляющих умение учиться.

На основании изучения научной литературы, данных экспериментального исследования по проблеме развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста мы сделали следующие выводы:

1. Развитие исследовательских умений - одна из главных практических задач современного образования. Поэтому целесообразно начинать работу по развитию исследовательских умений уже в младшем школьном возрасте.

Исследования педагогов и психологов дают нам возможность понять закономерности развития исследовательских умений. Основываясь на этих исследованиях, мы можем судить об уровне развития исследовательских умений у детей.

2. Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию исследовательских умений предполагает комплексное использование различных деятельностных методов и приемов.

3. Проведенное исследование с использованием методики направленной на выявление уровня развития исследовательских умений выявило ряд особенностей состояния исследовательских поведения детей младшего дошкольного возраста: неумение видеть проблему, выдвигать гипотезы, находить решения, самостоятельно проводить эксперименты, анализировать полученные результаты и делать выводы.

4. Развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста осуществляется наиболее эффективно в процессе систематического и целенаправленного использования метода проектов.

5. Подводя итоги экспериментальной работы, мы отмечаем, что, используя в учебно-воспитательном процессе метод проектов как способ развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, можно добиться хороших результатов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...

Психология педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность– один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Особенно перспективными принято считать направления, связанные с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагог ...

Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru